,

История создания

История образования  Министерства иностранных дел Кыргызской Республики

История образования Министерства иностранных дел Кыргызской Республики тесно связана с той международной обстановкой, которая сложилась в эпоху бурного революционного процесса и второй мировой войны. Но мы будем затрагивать только некоторые аспекты из этих исторических событий.

Как известно, сегодня в мире существует более 200 государств с различным общественно-политическим строем. И каждое государство, малое или большое, добилось своей независимости в борьбе или мирным путем. Но добиться мирным путем независимости государства - это очень редкое явление в истории человечества. Классическим примером завоевания независимости мирным путем может служить, как раз, распад СССР, который привел без кровопролития к образованию 15 новых независимых государств.

Кыргызский народ 31 августа 1991 года провозгласил свою политическую независимость. Но если проанализировать основные моменты истории кыргызского народа, то государственность кыргызов насчитывает несколько веков. Кыргызский народ, по данным истории, в VIII, X, XVII веках имел свое государство. Кыргызы поддерживали широкие дипломатические связи с Монголией, китайским народом и другими государствами. С 860 по 873 годы кыргызы направляют в Китай трех полномочных представителей, которые были приняты там в качестве представителей равного государства. В силу ряда причин кыргызское государство распалось, попало в зависимость от завоевателей. С XVII века до Октябрьской революции кыргызы больше не имели своей государственности. Многолетняя история кыргызского народа отмечена тяжелыми лишениями, непрестанной борьбой за свободу и независимость. Отзвуки этой трудной борьбы мы узнаем и читаем в героическом народном эпосе "Манас".

Во второй половине XIX века завершилось присоединение Средней Азии, в том числе и кыргызского народа к царской России. Включение кыргызского народа в состав России, стоявшей на более высокой ступени обществ, и экономического развития, несмотря на колониальную политику царизма, имело прогрессивное значение для дальнейшего исторического развития кыргызского народа.

7 ноября 1917 года победила Октябрьская революция в России. Создание единого социалистического государства на огромной территории бывшей Российской империи, раздробленной на множество малых и больших государств, было исключительно трудной задачей. Гражданская война, интервенция иностранных государств, контрреволюция, разгул басмачеств, националистические тенденции и "великорусский" шовинизм, национальная рознь и вражда, недоверие к русским, отсутствие национальных кадров, территориальные споры, незнание устройства государственного аппарата и другие субъективные и объективные причины отрицательно влияли на темп и характер установления Советской власти в большинстве национальных регионов и оно затянулось до 1920 года.

Поэтому перед советской властью с первых дней ее существования стояла главная задача: законодательно закрепить принцип права наций на самоопределение и отделения, т.е. надо было определить основные проблемы национальной политики государства.

15 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров опубликовал "Декларацию прав народов России", в которой провозглашались:

1) Равенство и суверенность народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России."

Декларация обеспечивала условия для ликвидации вражды между национальностями и недоверия к русскому народу, для сплочения всех национальностей страны. На основе Декларации каждая нация получила право либо оставаться в составе России, либо выделиться в самостоятельное государство. Советское правительство приняло несколько важных законодательных актов. Так 4 декабря 1917 г . Совнарком заявил о признании за украинским народом права на самоопределение и образование Украинской народной республики, 18 декабря - о признании государственной независимости Финляндии, 29 декабря был издан декрет о "Турецкой Армении".

Важную роль в разъяснении национальной политики Советского государства сыграло принятое 3 декабря 1917 года обращение Совнаркома "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". В нем говорилось: "Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов".

Оппоненты советского государства в этом воззвании видели пропаганду тактического маневра большевиков, чтобы удержать народы Востока в новых формах старой зависимости, привязать их к революции.

Для проведения в жизнь принципа самоопределения наций, обеспечения их политических прав, ликвидации их культурной отсталости, т.е. для осуществления национальной политики был создан специальный орган - Народный комиссариат по делам национальностей во главе с И.В.Сталиным. Важное значение для ускоренного развития ранее угнетенных национальностей России имело превращение Советской Республики в федеративное государство. Федерация, как государственная форма Российской Советской республики, была закреплена в решениях III Всероссийского съезда Советов в январе1918 года. В принятой съездом "Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа" провозглашалось: "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик". Тем самым была открыта дорога к объединению всех народов страны в едином централизованном Советском государстве. По существу Декларация явилась прообразом первой Конституции Советского государства, принятой V съездом Советов летом 1918 года.

Реализуя право на самоопределение, народы Средней Азии в 1918 году создали свою национальную государственность в рамках Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики, заложившую основы национальной государственности кыргызов, узбеков, таджиков, туркменов, каракалпаков. К 1924 г . были созданы политические условия для проведения ее национально-государственного устройства и размежевания. Было принято решение об образовании Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской АССР в составе Узбекской ССР и о выделении Кара-Кыргызской автономной области в составе РСФСР. В 1925 г . Кара-Кыргызская АО была переименована в Киргизскую автономную область, а в 1926 г . КАО была преобразована в Кыргызскую Автономную ССР и до 1936 года оставалась в возможность самостоятельно составе РСФСР. 5 декабря 1936 года Киргизия стала суверенной, равноправной союзной республикой. Кыргызстан прошел все формы национальной государственности. Находясь в составе СССР Киргизская Республика получила и обеспечила развитие своей экономики и культуры, повышение благосостояния народа.

Таким образом, система, которая стремилась гарантировать внутри союза каждому национальному и этническому образованию, каким бы малым оно ни было, развивать свою национальную сущность, нашла до некоторой степени, пройдя последовательные этапы свое выражение в советских Конституциях 1918, 1924, 1936 годов.

Однако мирная жизнь советского народа, его созидательный труд был прерван агрессией фашисткой Германии.

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Гитлеровская Германия начала войну против СССР воспользовавшись не только военными преимуществами, в том числе и фактором внезапности, но и наличием неблагоприятной и сложной для СССР международной обстановки. Советскому Союзу противостоял военно-политический блок фашистских государств во главе с гитлеровской Германией. Финляндия, Италия, Румыния, Венгрия - сателлиты Германии оказались в состоянии войны с СССР. Союзниками Германии были Болгария и Франция. Япония, Испания, Турция и некоторые другие страны, хотя и заявили о своем нейтралитете, но на деле оказывали помощь гитлеровским фашистам.

По размаху и ожесточенности сражений, по количеству участвующих в них масс людей и объему боевой техники советско-германский фронт сразу же стал решающим фронтом второй мировой войны. К моменту нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило вдоль советской границы 190 дивизий Германии и ее союзников, а также 60% всей воздушной авиации.

Советский Союз, принявший на себя всю тяжесть обрушенного фашистской Германией удара, оказался перед лицом тяжелых испытаний. В то время на территории Западной Европы военные действия почти не велись, и советским вооруженным силам по существу с первых же дней войны, пришлось сражаться один на один с полчищами гитлеровской армии.

В такой обстановке советской внешней политике предстояло решить сложную задачу: обеспечить наиболее благоприятные условия для осуществления скорейшего разгрома гитлеровской коалиции и всемерно сократить сроки войны. Осуществление этих целей советское правительство видело в сплочении сил всех народов и государств, выступавших против фашистского блока, в создании широкой антигитлеровской коалиции. Вот почему вопрос об открытии союзниками (США, Англия) второго фронта, который мог бы оттянуть 30-40 немецких дивизий с восточного фронта, неоднократно выдвигался СССР на протяжении 1941-1943 годов.

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в декабре 1941 года развеял легенду о непобедимости гитлеровской армии, а также устойчивая внешнеполитическая деятельность советского правительства за укрепление антигитлеровской коалиции привели к установлению дипломатических отношений с целым рядом стран мира и к упрочению международного авторитета СССР.

Победа одержанная Советской Армией с ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года у стен Сталинграда над гитлеровцами положила начало коренному перелому в ходе второй мировой войны и имела огромное политическое, стратегическое и международное значение. Но второй фронт не был открыт союзниками и в 1943 году.

Гитлеровская Германия, пользуясь этой возможности на советско-германском фронте, сосредоточила около 200 немецких дивизий и до 30 дивизий своих союзников. Несмотря на это советские вооруженные силы одержали крупную победу на Курской дуге в июле 1943 г., которая привела к полному краху наступательной стратегии фашистской Германии. Курская битва окончательно закрепила за Советской Армией стратегическую инициативу.

В связи с этим и грандиозными событиями на советско-германском фронте, для правящих кругов США и Англии становилась все более ясным, что недалек тот день, когда Советская Армия, изгнав оккупантов со своей территории, сможет и без помощи союзников приступить к освобождению стран Европы. Они сознавали, что дальнейшее промедление с открытием второго фронта чревато для них серьезными последствиями. В создавшихся условиях США и Англия считали необходимым начать переговоры с СССР, во время которых обсудить с ним наряду с вопросами, связанными с военными действиями, главное - открытием второго фронта, различные проблемы послевоенного урегулирования.

Итак, еще задолго до конца второй мировой войны в странах СССР, США и Великобритании начали разрабатываться проблемы послевоенного устройства мира, важное место среди которых занимал вопрос о создании международной организации безопасности. Объективные предпосылки для создания международной организации безопасности отражала "Декларация объединенных наций" о совместных усилиях в борьбе против гитлеровской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии, подписанная в Вашингтоне 1 января 1942 года представителями СССР, США, Великобритании и Китая. Эта декларация впоследствии послужила отправным пунктом для названия новой международной организации безопасности - Организации Объединенных Наций (ООН).

Советский Союз придал большое значение вопросам послевоенного устройства мира. В связи с этим в начале сентября 1943 года по решению ЦК партии и советского правительства была создана при Народном Комиссариате иностранных дел СССР Комиссия по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства, в которую вошли видные государственные и политические деятели, дипломаты и военные. Комиссии поручалось разработать конкретные предложения по указанным проблемам.

Важнейшие вопросы, относящиеся к послевоенному устройству мира, подверглись обсуждению на конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, проходившей в Москве с 19 по 30 октября 1943 года. Московская конференция признала "необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть государства - большие и малые".

Решения Московской конференции были подтверждены на Тегеранской конференции 1 декабря 1943 года главами трех держав - СССР, США и Великобритании которые подписали в Тегеране декларацию, где были намечены контуры послевоенного устройства мира.

Всемирно-исторические победы советских вооруженных сил предопределили к началу 1944 года исход войны. В Советском Союзе, США и Великобритании началась подготовка к предстоящим переговорам по всему комплексу проблем, связанных с созданием новой международной организации по поддержанию мира и безопасности.

По предложению Комиссии при Министерстве иностранных дел СССР внесен на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР вопрос о расширении прав союзных республик в области внешнеполитической деятельности.

В своем докладе на десятой сессии Верховного Совета СССР 1 февраля 1944 года народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов говорил: "...что предоставление союзным республикам полномочий вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения означает большое расширение деятельности союзных республик, которое стало возможным в результате их политического, экономического и культурного роста, иначе говоря, в результате их национального развития. В этом нельзя не видеть нового важного шага в практичном разрешении национального вопроса в многонациональном советском государстве".

Действительно, нельзя не отметить того факта, что поистине историческим поворотным пунктом в судьбе нашего народа стало установление советской власти в Кыргызстане. К началу второй мировой войны, т.е. меньше, чем за 20 лет кыргызский народ, благодаря именно советской власти, добился во всех отраслях народного хозяйства и культурного строительства значительных успехов, характеризующих общий политический, экономический и культурный рост республики.

Далее В.Молотов подчеркнул: "Имеется, например, немало специфических хозяйственных и культурных нужд у союзных республик, которые не могут быть в полной мере охвачены общесоюзным представительством за границей, а также договорами и соглашениями Союза с другими государствами. Эти национальные запросы республик могут быть удовлетворены посредством полных сношений республик с соответствующими государствами".

Итак, выход на международную арену союзных республик связывается с развитием народного хозяйства и исходя из этого растущими их запросами и интересами. Все это правильно. Но, здесь возникает вопрос, почему в разгар кровопролитной войны руководство Советского Союза решило образовать союзно-республиканские народные комиссариаты иностранных дел, увидев в нем важный шаг в разрешении национального вопроса. Почему этот вопрос не был рассмотрен в 1936 году, когда была принята Конституция СССР? Чем это вызвано?

Как вы знаете, в тот период Советский Союз как социалистическая система, был один в окружении капиталистического мира. В Лигу наций СССР был принят в 1938 году. Но открытое вмешательство Англии и Франции привело к вынужденному выходу СССР в 1939 году из Лиги наций. Лига наций, как международная организация безопасности мира, себя не оправдала, и распалась 20 апреля 1946 г.

И поскольку речь шла в 1941-1944 годах о создании новой международной организации безопасности мира, руководство СССР решило образовать в союзных республиках народные комиссариаты иностранных дел, сделать их членами будущей организации и тем самым заиметь определенное количество голосов.

Первого февраля 1944 года Верховный Совет СССР принял закон "О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного Комиссариата Иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат". В законе подчеркивается, что в целях расширения международных связей и укрепления сотрудничества Союза Советских Социалистических Республик с другими государствами союзные республики могут вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения, обмениваться дипломатическими и консульскими представителями.

В соответствии с этим Законом Верховный Совет Кыргызской ССР 17 марта 1944 года принял Закон об образовании Союзно-республиканского Народного Комиссариата Иностранных Дел Кыргызской ССР. В законе подчеркивается, что Кыргызская Советская Социалистическая Республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, иметь представительства в международных организациях, назначать и отзывать дипломатических представителей республики в иностранных государствах, принимать верительные и отзывные грамоты, осуществлять руководство в области внешних сношений республики с иностранными государствами. В рамках Закона внесены соответствующие изменения в Конституциях СССР и союзных республик.

Таким образом, 17 марта 1944 года надо считать днем становления Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

Год 1944-й был годом решающих битв за изгнание врага с территории СССР, около четырех пятых захваченной гитлеровцами советской земли возвращено. Советские войска вышли на государственную границу СССР с Чехословакией и успешно наступали в Румынии. Близился час полной и окончательной победы над гитлеровскими войсками. Эти победы Красной Армии на фронтах стали возможными благодаря героическому самоотверженному труду всего народа в тылу. Несмотря на большие трудности военного времени люди тыла снабжали армию и население продовольствием, а промышленность - сырьем.

В такой обстановке 30 мая 1944 года Госсекретарь США К.Хэлл информировал послов СССР и Англии в Вашингтоне о готовности американского правительства приступить к переговорам о создании международной организации безопасности, и провести конференцию в США. Советское правительство выразило готовность принять участие в переговорах в Вашингтоне. 21 августа 1944 года открылась конференция в Думбартон-Оксе на окраине Вашингтона.

Основные разногласия на конференции в Думбартон-Оксе выявились при обсуждении вопросов о первоначальном членстве в будущей организации и о порядке голосования в Совете Безопасности.

В советском меморандуме предусматривалось, что первоначальными членами, т.е. членами-учредителями международной организации, должны быть те государства, которые 1 января 1942 г . подписали Декларацию Объединенных наций или впоследствии присоединились к ней. При обсуждении этого вопроса 28 августа 1944 года глава делегации СССР А.А.Громыко заявил, что в число первоначальных членов будущей организации должны быть включены все 16 советских союзных республик. Это заявление главы советской делегации было основано на решении Верховного Совета СССР от 1 февраля 1944 года о внесении поправок в Конституцию СССР в соответствии с которыми союзным советским республикам было предоставлено право вступать в непосредственные сношения с другими государствами, заключать с ними соглашения и учреждать свои представительства. Однако представители США и Англии на конференции в Думбартон-Оксе высказались против предложения советской делегации.

Президент США Ф.Рузвельт обратился 31 августа к главе Советского правительства И.В.Сталину с Посланием, в котором призывал не поднимать вопроса о членстве советских союзных республик в Международной организации безопасности до учреждения этой организации.. В своем ответе И.В.Сталин подчеркнул, что этот вопрос имеет исключительно важное значение и что такие республики, как, например, Украина и Белоруссия, входящие в Советский Союз, по численности их населения и политическому значению превосходят некоторые государства, которые должны быть включены в число членов-учредителей международной организации. "... Я надеюсь, - писал он, - еще иметь случай объяснить Вам политическую важность вопроса, поставленного советской делегацией в Думбартон-Оксе".

Как видно из заключительной части этого послания, правительство СССР считало возможным отложить на какое-то время решение вопроса о членстве советских союзных республик.

На Крымской конференции, которая проходила в Ялте (4 - 11 февраля 1945 г .) с участием глав правительств трех держав И.В.Сталина (СССР), Ф.Д.Рузвельта (США) и У.Черчиля (Великобритания) правительство СССР вновь вернулось к вопросу о включении в число членов-учредителей международной организации безопасности советских союзных республик, и в первую очередь Украину и Белоруссию, внесших существенный вклад в победу над фашисткой Германией.

В ходе переговоров в Крыму было достигнуто соглашение, что США и Великобритания на учредительной конференции Объединенных Наций "поддержат предложения о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украину и Белоруссию. 25 апреля 1945 г . в Сан-Франциско состоялось торжественное открытие конференции Объединенных Наций. В первые дни работы конференции был рассмотрен вопрос о дополнительном приглашении некоторых стран. Советская делегация поставила вопрос о включении УССР и БССР в число государств-учредителей ООН. Советское предложение было принято. Через несколько дней делегации УССР и БССР прибыли на конференцию и приняли активное участие в ее работе.

Таким образом, членами ООН стали только две советские республики. Остальным было отказано. Попытка СССР провести все союзные республики в члены ООН не имела успеха.

Вместе с тем, в республике продолжалось организационно-подготовительная работа по укомплектованию аппарата НКИД и его размещения.

Как только были приняты законы Верховного Совета Союза ССР и Верховных Советов Союзных республик в феврале-марте 1944 года, были намечены кандидатуры будущих Наркомов союзных республик. От Кыргызской ССР была рекомендована кандидатура Казы Дикамбаевича Дикамбаева.

В марте 1944 года всех будущих Наркомов из союзных республик пригласили для прохождения стажировки в Наркомат Иностранных Дел Союза ССР. После индивидуальных приемов и бесед в ЦК партии будущих Народных Комиссаров иностранных дел союзных республик принял Нарком Иностранных Дел СССР В.М.Молотов, который подробно рассказал о задачах Наркоматов Иностранных Дел союзных республик после окончания войны и установления мира.

Через несколько дней после этого вышел приказ В.М.Молотова о порядке прохождения стажировки будущих наркомов. Все наркомы союзных республик были прикреплены и назначены старшими референтами соответствующих отделов для работы и стажировки. К.Дикамбаева зачислили в отдел Китайской республики. Все будущие наркомы постепенно привыкали к новой для них рабочей обстановке и входили в курс дела, начали трудиться в отделах, и в то же время посещали лекции видных, опытных дипломатов. Проводили с ними беседы заместители Наркома Иностранных дел: Вышинский, Литвинов, Кавторадзе, Деканозов и др. Со дня зачисления их на работу, ежедневно, по 2 часа они занимались изучением иностранных языков. К. Дикамбаев занимался английским языком.

Их приглашали на различные приемы с зарубежными гостями. Таким образом, будущие народные комиссары проходили стажировки в Наркоминделе СССР в период с марта до сентября 1944 года.

Указом Верховного Совета Кыргызской ССР от 31 июля 1944 года Казы Дикамбаевич Дикамбаев назначен Народным Комиссаром Иностранных дел Кыргызской ССР. До назначения он работал Народным Комиссаром Государственного контроля республики.

9 сентября 1944 года Государственная штатная комиссия при Совнаркоме СССР утвердила штат НКИД Кыргызской Республики в количестве 35 единиц. 23 сентября 1944 г . штат утвержден в Наркоминделе СССР.

Распоряжением № 1885-р от 30 сентября 1944 года правительство республики право первой подписи на всех исках и денежных документах предоставлено народному комиссару иностранных дел К.Дикамбаеву.

На 17 октября 1944 г. в наличии аппарата НКИД республики было всего 4 работника: нарком, главбух, завхоз и кассир.

19 октября 1944 г. К.Дикамбаев утверждает штатное расписание НКИД и аппарат имел следующую структуру: Политический отдел, Протокольно-консульский отдел, Секретно-шифровальный отдел, Общий отдел, Бухгалтерия.

Но, из-за отсутствия в республике подготовительных кадров аппарат НКИД не был укомплектован. В связи с этим К.Дикамбаев неоднократно обращается в НКИД СССР с просьбой направить из работников центра на работу в НКИД республики на ответственные должности. Но, из центра были направлены только два человека, которые были определены в протокольно-консульский отдел.

В октябре 1944 г . было принято совместное постановление СНК республики и бюро ЦК Компартии Кыргызстана, где было подчеркнуто неудовлетворительное состояние работы по организации НКИД Кыргызской ССР, и было поручено отделу кадров ЦК партии в месячный срок подобрать для работы в НКИД ответственных работников на все вакантные должности. Так, в НКИД перешли Кошмуратов К.М., заведующим протокольно-консульским отделом, до назначения работал заместителем Наркома Госконтроля; Момунбаев И. - заместителем заведующего протокольно-консульского отдела, он был начальником областного управления Наркомюста; Иманкулов Дж. - помощником Наркома иностранных дел, до этого работал заместителем Наркома юстиции, членом Верховного Суда; Маматов М. - заведующим политическим отделом, он был секретарем обкома КП Кыргызстана; Тутлис П.А. - заместителем зав.политического отдела, до этого работал зав.сектором агитации и пропаганды ЦК партии; Юдин Г.Е. - помощником зам.Наркома, работал зав.сектором агитации ЦК ЛКСМ Кыргызстана; Миртов В.В. - помощни Наркома, был зав.транспортным отделом горкома партии; Боталиев - зав.секретно-шифровальным отделом, работал начальником Управления сберкасс Кыргызской ССР; Милкин Н.Ф. - Управляющий делами, работал ответственным секретарем Фрунзенского облисполкома. Но состав ответработников НКИД был укомплектован только на 60%. Работа по укомплектованию аппарата продолжалась и в 1945 году. (Список работников Министерства иностранных дел республики на 15 августа 1946 года прилагается).

Особенно остро стоял вопрос со служебным помещением.

В августе 1944 г . решением Совнаркома Кыргызской ССР выделено НКИД здание Управления дороги Фрунзе-Ош НКВД республики полезной площадью 450 кв.м., которое являлось единственным подходящим помещением, отвечающим всем потребностям НКИД. Однако, несмотря на неоднократный телеграфный запрос Председателя Совнаркома республики Т.Кулатова, тогдашний Нарком внутренних дел СССР Л.Берия отказал, предложив подыскать другое помещение для НКИД республики. После этого Совнарком выделил другое здание, совершенно непригодное для НКИД. Тогда постановлением Совнаркома от 29 января 1945 года Наркому иностранных дел целиком предоставлено здание Наркомводхоза. Однако, работа по ремонту и реконструкции здания затянулась. По этому поводу зам.наркома иностранных дел Ш.Таянов в сообщении Совнаркому пишет, что "ремонт помещения производится очень медленно. Необходимо в течение 10 дней закончить кладку печей, без этого ничего нельзя сделать при существующем холоде".

25 июня 1947 г . состоялось совещание у заместителя Председателя Совмина республики, в ходе которого рассматривались проекты административного здания Министерства иностранных дел республики и обязали Министерство иностранных дел обеспечить представление переработанного проекта на согласование в Министерство иностранных дел СССР. Вместе с тем, проблема с помещением так и осталась не решенной.

Сложным оказался вопрос с приобретением оборудования и других хозяйственных и канцелярских товаров.

Чем же занимались дипработники НКИД республики со дня укомплектования аппарата? В архиве сохранились только два протокола, проводимых в НКИД Кыргызской ССР. На совещании рассматривался один вопрос: "О повышении квалификации ответственных работников и уплотнении рабочего времени". В протоколе № 1 совещания зафиксировано: "В целях рационального использования рабочего времени и планомерной работы ответработников по повышению своей квалификации установили в обязательном порядке изучение следующих дисциплин:

1) русский язык для нерусских товарищей;

 2) иностранные языки (английский и французский);

 3) история дипломатии;

 4) политическая и экономическая география стран мира, делался упор на изучении восточных стран.

Таким образом в подготовке дипработников проводилась следующая работа:

- изучались история дипломатии, международное право, техника дипломатии, общественно-экономические структуры, политические положения соседних стран, в частности Китая, Синьцзяня, Афганистана, Ирана и др.;

- изучался проект создания международной организации безопасности в послевоенное время;

- занимались подборкой и разработкой материалов ТАСС, учились составлять справки по отдельным международным событиям;

- выступали с лекциями о важнейших актуальных международных событиях и проблемах.

По программе ВДШ все ответработники изучали английский и французский языки. Киргизские товарищи изучали русский язык в объеме средней школы. Нарком К.Дикамбаев и его заместитель Ш.Таянов готовились к участию на различных совещаниях и конференциях, а также дипломатических приемах.

Для более серьезной подготовки кадров дипсотрудники НКИД проходили 3-месячную стажировку в соответствующих отделах Наркома иностранных дел Союза ССР. В процессе стажировки они познакомились с материалами, касающихся Китая, в особенности Синьцзяна, т.е., изучали исторический очерк Синьцзяна, его административное устройство и органы управления, взаимоотношения между гоминьдановцами и компартией Китая, записи бесед с представителями зарубежных стран, организацией официальных приемов иностранных гостей и дипломатов, изучалии Консульский Устав СССР.

Приказом от 21 августа 1945 г . по НКИД СССР в целях предоставления возможности для получения высшего дипломатического образования дипработникам без отрыва их от выполнения служебных обязанностей, открывается при ВДШ заочное отделение. Нарком иностранных дел СССР В.Молотов подписывает приказ - "создать заочникам необходимые условия для учебы". Заочно в ВДШ обучались от НКИД республики Кошмуратов Г.М. и Тутлис П.А.

Награды и поощрения.

Указом Президиума ВС СССР от 25 декабря 1953 г . установлено награждение медалями и орденами за выслуги лет и безупречную работу в системе МИДа, имеющих дипранги, несущих дипломатическую и консульскую службу на территориях СССР или за границей, проработавших: 10 лет - медалью "За трудовую доблесть", 15 лет - орденом "Знак Почета", 20 лет - орденом "Трудового Красного Знамени", 25 лет - орденом Ленина, 30 лет - вторым орденом "Трудового Красного Знамени". Представление к награждению за выслугу лет производилось один раз в году к 7 ноября. Указом Президиума ВС СССР от 25 декабря 1953 г . за выслугу лет и безупречную работу награждены медалями "За трудовую доблесть" Никишев П.П. - 2-й секретарь протокольно-консульского отдела и Тутлис П.А. - помощник Министра.

Все сотрудники МИДа пользовались дотацией на питание. Например, министру было выделено 600 рублей, зам.министру - 400 рублей, начальникам отделов - по 120 рублей, остальным - по 90 рублей. Кроме того все получали процентные надбавки за выслугу лет: за 2 года - 10%, за 5 лет - 15%, за 10 лет - 20%, за 15 лет и более - 25% в месяц в соответствии с получаемой зарплатой. Получали надбавки и за знание иностранного языка - 10% к зарплате, социально-бытовые и учебные расходы.

Вопросы о рангировании

9 мая 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР установлены дипломатические ранги для дипломатических представителей: Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника, Поверенного в делах, а 28 мая 1943 года в развитие этого Указа установлены дипломатические ранги в следующем порядке:

Чрезвычайный и Полномочный Посол;

Чрезвычайный и Полномочный Посланник I и II класса;

Советник I и II класса;

1-й секретарь I и II класса;

2-й секретарь I и II класса;

3-й секретарь;

Атташе.

 

Из числа ответственных работников НКИД республики дипломатические ранги присвоены Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24 февраля 1945 года Наркому К.Дикамбаеву - Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса, а 30 марта 1946 заместителю министра иностранных дел Ш.Таянову - советника 2 класса, Дж.Иманкулову, помощнику министра - 2 секретаря 1 класса, зав.протокольно-консульским отделом Г.Кошмуратову - 2 секретаря 1 класса, помощнику министра В.В.Миртову - 2 секретаря II класса, заместителю заведующего политотделом П.А.Тутлису - 2 секретаря II класса, заместителю заведующего протокольно-консульского отдела И.Момунбаеву - 2 секретаря II класса, помощнику заведующего политотделом П.П.Никишову - 3 секретаря.

Форменную одежду: зимнюю, летнюю, парадную носили все ответственные работники. Однако 13 января 1953 года отменен приказ по НКИД СССР № 270 от 30 ибля 1945 года на выдачу повседневной формы, парадной формы, экипировки дипработникам и установлена новая номенклатура выдачи предметов экипировки и сроки их носки.

15 апреля 1948 года Государственная штатная Комиссия при Совмине СССР утвердила новые штатные должности в количестве 5 человек: Тутлис П.А. - помощник министра, Кулов Ш.К. - 1-й секретарь, Никишев П.П. - 2-й секретарь. Министр работал по совместительству.

27 мая 1949 года К.Дикамбаев был освобожден от обязанностей заместителя председателя Совмина и Министра иностранных дел в связи с его избранием Секретарем ЦК Компартии Кыргызстана.

Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 6 сентября 1951 Министром иностранных дел республики назначен заместитель Председателя Совета министров Шамши Таянов, по совместительству.

Постановлением Совмина от 15 сентября 1953 года исполнение обязанностей министра иностранных дел возложено на заместителя председателя Совмина К.Кондучаловой.

16 ноября 1954 года утвержден новое штатное расписание МИД республики, кроме министра по совместительству, в аппарате остались только два работника: помощник министра и секретарь-машинистка.

И наконец, распоряжением № 18-р от 22 января 1955 года Совета Министров Кыргызской ССР все имущество МИДа передано в хозяйственную часть Управделами Совмина и академию Наук республики.

Таким образом от Министерства иностранных дел Кыргызской ССР осталось только одно название и оно функционировало в структуре Совета Министров. Изменения, внесенные в Конституции СССР и союзных республик (кроме Украины и Белоруссии) остались не выполненными.

Закон о расширении прав союзных республик в области внешнеполитической деятельности, принятой на X Сессии Верховного Совета СССР в феврале 1944 года был связан с расширением национального вопроса в СССР.

После принятия новой Конституции СССР в 1977 году, союзные республики самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории имеют право решить вопрос об изменении своей территории (ст. 78), осуществлять внешние сношения (ст. 80). Вместе с тем, Кыргызская Республика не заключала Договора или Соглашения с ни одним иностранным государством по любым вопросам. Перестройка тоже не принесла существенного изменения во внешнеполитической деятельности союзных республик.

Конечно, суверенитет СССР и суверенитет каждой союзной республики были взаимосвязаны и обусловлены друг с другом. И, бесспорно, никто не может отрицать, что советская власть сыграла важную роль в развитии нашей государственности.

Еще в 1916 году В.И.Ленин в своих тезисах "Социалистическая революция и право наций на самоопределение" недвусмысленно определяет основы национальной политики большевиков. "Признание прав всех народов на самоопределение и на свободное отделение, однако, не означает, что, это должно стать принципиальной обязанностью. Для марксистов главным вопросом является интересы трудящихся, их борьба за социализм, и именно исходя из этих факторов должна рассматриваться проблема нужности или ненужности отделения. Разумеется, право на самоопределение - одно дело, а целесообразность самоопределения отделения той или иной нации в том или ином случае - это другое дело".(ПИ. Т 48 стр. 235)

Отсюда и вытекала концепция о том, что только советская власть является выражением воли и интересов всех народов Союза СССР, свобода и прогресс союзных республик надежно обеспечивается в рамках СССР, и именно, поэтому в силу заботы о своих национальных и государственных интересах ни одна союзная республика не должна отделяться. И КПИ твердо проводила в жизнь на протяжении 70 лет теорию Ленина по национальному вопросу.

Несмотря на эту политику КПСС новизна исторической ситуации в современном мире - это распад СССР, который сумел удержать по ряду причин союзные республики в социалистической системе.

И так, одним из важнейших выводов, который следует из истории развития национального вопроса и его нынешнего содержания в мире, заключается в том, что и капитализм, и социализм доказывали свою органическую неспособность решить порожденные ими же национальные вопросы.

Естественно, каждая система, общественный строй, имеет свои плюсы и минусы. И тем не менее в современную эпоху, отмеченную коренными изменениями в жизни всего человечества, существенное значение приобретает уяснение международной значимости попытки Советского Союза в разрешении национального вопроса.

Таким образом, с момента создания Министерства иностранных дел республики его деятельность, с точки зрения истории, делится на два периода. Первый период охватывает 1944 - 1990 годы. Второй период - это время с 1991 года, когда был провозглашен суверенитет Кыргызкой республики.

Первый период символически делится на три этапа: 1-й этап: 1944 - 1954 годы, 2-й этап: 1955 - 1970 годы. 3-й этап: 1971 - 1991 годы

На первом этапе сотрудники НКИДа, несмотря на трудности, особенно, отсутствие в аппарате подготовительных дипкадров, приобретали в течении нескольких лет опыт и навык дипломатической службы. И когда они были готовы показать на деле свои знания, их сократили, и ни один из них не смог продолжить дипломатическую службу в СССР или за границей. С 1948 года в Министерстве остался дипсотрудник в качестве помощника министра. Министр иностранных дел республики работал по совместительству. Поэтому приказом министра все вопросы, касающиеся министерства, были возложены на помощника министра.

Петр Абрамович Тутлис - 1906 г . р., образование - высшее, историк был направлен в октябре1944 г.на работу в НКИД в должности заместителя заведующего политического отдела(до этого он работал заведующим сектором отдела агитации и пропаганды ЦК партии).С января 1948 года, после сокращения аппарата Министерства иностранных дел,он назначен помощником министра. Имел дипломатический ранг 2 секретаря 1 класса, был награжден медалью за службу в МИДе.

В то время работа в МИДе сводилась к истребованию документов без права на легализацию, приему посетителей, досмотру писем, заявлений граждан, прибывших из-за границы на жительство в Кыргызстан и советских граждан. По своему характеру эти письма, заявления содержали в основном просьбу о въезде родственников, оставшихся за границей , устройства на работу, учебу и т.д.

Прием посетителей проводился ежедневно. Они обращались в Министерство иностранных дел по разным вопросам, в том числе по трудоустройсву, предоставлению жилплощади, определению детей в интернаты, детские ясли, школы и т.д.

Министерство иностранных дел проводило определенную работу и среди репатриантов по их поселению, трудоустройству, получению вида на жительство, прописку и т.д. Лица, прибывшие в Кыргызстан из КНР приходили в Министерство иностранных дел с жалобами на китайскую власть, в частности, по вопросу изьятия на границе документов об образовании, о стаже работы и т.д. Об этом сообщалось в Консульское учреждение СССР в городе Кульдже.

Итоги работы Министерства иностранных дел республики за год подводились в виде отчетов и направлялись в Министерство иностранных дел СССР, ЦК КП Киргизии и Совету Министров Кыргызской ССР.

Министерство имело переписку с КУ Министерства иностранных дел СССР и консульскими учреждениями СССР за границей, в частности, с Консульством СССР в Кульдже, с партийно-советскими органами республики, с отделом переселения репатриантов(при Госплане республики), с данными архивными управлениями, ЗАГСом, нотариальной конторой и другими организациями, по служебным вопросам.

Министерство иностранных дел не занималось протокольной работой, т.к. иностранные гости разного уровня очень редко посещали республику.

Второй этап-это 1955-1970 годы.

На втором этапе возросла работа на таких участках консульской работы Министерства иностранных дел республики, связанных с въездом в Кыргызскую ССР и выездом за границу частных лиц, истребованием и легализацией документов, прием в советское (кыргызское) гражданство, работой с лицами без гражданства и иностранцев, оформлением загранпаспортов и т.д.

Министерство иностранных дел республики занималось вопросами въезда и выезда граждан на временное или постоянное место жительства. В основном, заявления поступали от граждан СССР различных национальностей для поездки к родственникам в страны народной демократии и Китайскую Народную Республику.

Иногда заявления граждан о временном выезде за границу рассматривались длительное время, по 5-6 месяцев, что вызывало многочисленные жалобы граждан.

Прежде чем представлять Президиуму Верховного Совета Кыргызской ССР материалы-документы для решения вопроса о въезде и выезде граждан, Министерство иностранных дел республики запрашивал мнение МВД республики с просьбой установить действительно ли родственники заявителей проживают за границей или на территории Киргизии, поддерживают ли они ходатайство родственников и могут ли обеспечить их жилплощадью, мнение Исполкома областных или местных советов о трудоустройстве, о выделении земельных участков для строительства жилья и поселения их в регионе и мнение КГБ о целесообразности въезда или выезда тех или иных лиц. Все три заключения: Министерство иностранных дел, МВД, КГБ представлялись на рассмотрение комиссии Президиума Верховного Совета Кыргызской ССР.

Срок действия решений о въезде в СССР (Кыргызскую ССР) из-за границы на постоянное жительство был установлен один год. Этот срок исчислялся:

- в отношении лиц, ходатайствующих только одновременно о приеме советского (кыргызского) гражданства и въезде в СССР со дня издания указа Президиума Верховного Совета СССР о приеме их советского гражданства; на основании статьи 18 Конституции Кыргызской ССР являлся гражданином СССР;

- в отношении лиц, ходатайствующих только о въезде в СССР,- со дня принятия органами МООП решения об удовлетворении таких ходатайств.

Министерство иностранных дел республики проводил определенную работу среди лиц без гражданства (их более 1 тысячи человек) и иностранцев (их более 600 человек), постоянно проживающих на территории Кыргызстана. Основную массу лиц без гражданства составляли уйгуры, дунгане, узбеки и кыргызы, которые прибыли из Китая начиная с 1950 по 1956 года. Иностранцы составляли, в основном уйгуры из КНР, греки - уроженцы СССР, поляки и корейцы. Среди них проводились мероприятия по соблюдению ими правила проживания и передвижения по территории республики, разъяснению их прав по оформлению документов по приему ими кыргызского гражданства, осуществлялся учет и контроль. В этой связи была организована выездная комиссия с участием представителей МВД и сельских районных советов по рассмотрению жалоб и заявлений.

Предварительное рассмотрение материалов по ходатайствам о приеме гражданства Кыргызской ССР осуществлялись постоянно действующей комиссией при Президиуме Верховного Совета Кыргызской ССР во главе с Председателем или его заместителем с участием представителей Министерства иностранных дел Кыргызской ССР, Министерства внутренних дел республики и Комитета госбезопасности при Совете Министров Кыргызской ССР.

Так, в 1968 году в МИД республики поступило всего 103 дела по приему советского (кыргызского) гражданства. 87 дел были возвращены в Министерство внутренних дел республики с положительным заключением, 5 дел были возвращены с заключением "воздержаться". Остальные 7 дел перешли в 1969 год.

В 1969 году поступило в МИД всего 44 дела по приему гражданства. 35 дел были возвращены в МВД с положительным заключением, 9 дел возвращены с заключением "воздержаться".

В 1970 году поступило в Министерство всего 150 дел по приему в гражданство, т. е. В три раза больше, чем в предыдущем. 123 дела были возвращены в МВД с положительным заключением, 27 дел возвращены с заключением "воздержаться".

Работа по приему гражданства Кыргызской ССР постепенно стала занимать преобладающее место. Поступившее дело по приему гражданства тщательно изучалось, выяснялись возникающие вопросы, наиболее интересующие лица вызывались на беседу.

Подавшие заявления для приема в гражданство, прибыли в Кыргызстан в разные периоды начиная с 1953 года по 1965 год. Это в основном, были жители Кульджа, Кашгар, Урумчи и других поселений провинции Синь-Цзянь КНР, граничащей с Кыргызстаном и Казахстаном.

Министерство занималось с репатриантами из КНР. В 1958 году 200 семей переселенцев из КНР поселились в Джалал-Абадской области, они были обеспечены жилплощадью и приусадебными участками, трудоустроились.

Переписка между консульскими учреждениями за границей и МИДом республики, установленная в соответствии с инструкцией №-0555-3486 от 1 декабря 1961 года, значительно улучшила работу по истребованию и легализации документов.

Ещё раньше инструкцией КУ МИД СССР № 20-57052805 от 23 марта 1959 года МИДом союзных республик дано право непосредственно переписываться с посольствами, консульствами СССР в странах народной демократии. Согласно этой инструкции КУ советские граждане, проживающие на территории соответствующей республики, истребовали документы, касающиеся их прав и интересов, из стран народной демократии через МИД республики. Документы из других стран истребовались по-прежнему через МИД СССР.

При обращениях граждан с просьбами о легализации документов имелись в виду следующее: документы, составленные или удостоверенные в соответствующей форме компетентными государственными органами или официальными лицами тех стран, с которыми СССР заключил договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, принимались на территории СССР без легализации. Из других стран народной демократии принимались без легализации документы об актах гражданского состояния, относящиеся к назначению пенсий.

Поступающие из загранучреждений ходатайства об истребовании документов и розыску лиц, МИД республики направлял:

а) по вопросам истребования документов ЗАГС- в республиканский, областной орган ЗАГС;

б) по вопросам истребования всех остальных документов в республиканское, областное архивное управление МВД;

в) по вопросам розыска лиц по ходатайствам советских граждан - в республиканские управления милиции МВД республики.

Однако в работе Министерства, истребование и легализация розыскных лиц занимало незначительное место.

Так, в 1968 году всего было истребовано 8 документов о стаже работы, легализовано 4 документа. В 1968 году истребовано 15 различных документов, легализовано 5 документов.

Министерство иностранных дел республики в соответствии с инструкцией КУ МИД СССР от 1969 года по оформлению загранпаспортов на советских граждан, выезжающих с территории республики в страны-члены СЭВ в служебные командировки, сроком до 45 дней должно было приступить с 1 мая 1969 года. Однако, по ряду причин МИД республики не смог в своё время заниматься выдачей загранпаспортов. Только в 1974 году впервые МИДом республики было оформлено 7 общегражданских загранпаспортов для спортсменов, которые выезжали в Чехославакию.

Министерство иностранных дел Кыргызской ССР проводил также работу по протокольному обслуживанию иностранных делегаций и отдельных представителей, посетивших республику по линии других министерств и ведомств. Так, в 1968 году МИД республики принимал делегацию из Финляндии и дипсотрудников из посольства Монголии в Москве. Делегации побывали на промышленных и сельскохозяйственных объектах.

В 1969 году Кыргызстан посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Иракской Республики господин Шадеев Тока, который побывал в военно-лётном училище, ознакомился с достопримечательностями столицы республики. Сотрудники (2 человека) посольства Югославии в Москве посетили промышленные объекты.

В 1970 году республику посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Польской Народной Республики в Москве господин Птасиньский, в сопровождении 1 секретаря посольства и представителя польского радио и телевидения. Гости посетили Выставку Достижения Народного Хозяйства (ВДНХ), медицинский институт, конвольно-суконный комбинат, а также осмотрели достопримечательности города.

Посол был принят Министром иностранных дел Кыргызской ССР С.Бегнатовой и в честь гостя был организован завтрак.

Министерство иностранных дел принимало также участие в организации приёма 12 иностранных делегаций, прибывших в республику по линии других министерств и ведомств.

В своей протокольной работе сотрудники МИДа пользовались сборником "Вопросы дипломатического протокола и протокольной практили".

В кадровом вопросе в МИДе республики произошли изменения. В 1961 году помощник министра П.А Тутлис освобождён от работы и на его место назначен Каракеев Иса-Тали, образование высшее, историк, партийный работник. И 1966 году его заменил Алмазбек Тилебалиев, работавший до этого 3-м секретарём Посольства СССР в Пакистане. В 1968 году он назначен Генеральным секретарём МИД республики. Заведующим консульского отдела назначен Жумакадыр Атабеков, высшие образование, владеющий английским языком. В 1969 году А.Тилебалиев был откомандирован на десятимесячные курсы по повышению квалификации дипработников при Высшей дипломатической школе МИД СССР, а Ж.Атабеков стал слушателем ВДШ. В МИД были приняты новые сотрудники: Молдоиса Дюшекеев - старший преподаватель КырГосУниверситета, владел французским языком, на должность первого секретаря и Марат Саралинов - преподаватель КырГосУниверситета, владеющим английским языком на должность заведующего консульского отдела министерства.

В 1970 году аппарат МИД республики имел следующую структуру:

- Генеральный секретарь Министерства иностранных дел

- Заведующий консульского отдела - Первый секретарь - Инспектор специальной части-секретарь-машинистка

Генеральным секретарём назначен Марат Саралинов, заведующим консульского отдела - Молдоиса Дюшекеев, инспектором спецчасти - Евгения Сергеевна Долгих.

Третий этап - это двадцатилетняя деятельность МИД Кыргызской Республики, охватывает 1971-1991 годы.

Из года в год увеличивался объём работы МИД республики. Поэтому в хронологическом порядке вкратце излагается деятельность МИД республики.

В 1971 году основное внимание Министерства было сосредоточено на консульской и протокольной работе.

В результате проведённых бесед и консультаций среди лиц без гражданства в МИД республики поступило 165 дел по приёму гражданства Кыргызстана, что значительно больше, чем в прошлые годы. 134 дела были возвращены в МВД с положительным заключением, 31 дело возвращено с заключением "воздерживается". При вынесении заключения МИД, как и прежде, учитывало мотивы, побудившие ходатайствующего подать заявление и личность заявителя.

Было истребовано и легализовано целый ряд документов, преимущественно о трудовом стаже и актовых записях.

Министерство посетили 85 человек. Их обращения носили тематический характер. В частности, посетитиелей интересовали вопросы правила выезда за границу, розыск знакомых или родственников за границей и т.д.

Министерство поддерживало переписку с посольствами СССР в Уругвае, В Венесуэле, в ФРГ, в ЧССР, в ПНР, в КНР, Генральным консульством СССР в Лейпциге, консульством СССР в Познани и в БРНО и т.д.

Кроме того МИД республики вело переписку с КУ МИД СССР иностранной юридической коллегией адвокатов, а также с МИДом союзных республик.

Протокольная работа занимала значительное место в деятельности Министерства. Республику посетили послы КНР и Югославии, делегация союзной скупщины СФРЮ, всего посетило 11 делегаций и 11100 иностранных туристов.

 

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ КР

Абдылдаев Эрлан Бекешович
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

(+996 312) 62-50-88

АНТИКОРРУПЦИЯ

Уважаемые граждане!

Просим Вас сообщать о коррупционных схемах или проявлениях в Аппарат Правительства Кыргызской Республики через Антикоррупционный сайт Правительства Кыргызской Республики:

Телефон доверия Аппарата Правительства КР:
+(996-312) 62-53-85
(с 9:00 до 18:00 по будням)

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ