,

«Портрет дипломата»: Постпред КР при ООН М.Молдоисаева о роли страны в организации, революциях и демократическом развитии (интервью)

Бишкек (АКИpress) – В этом году Кыргызстан отмечает 25-летний юбилей вступления в Организацию Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея ООН 2 марта приняла резолюцию 46/225 о приеме Кыргызской Республики в полноправные члены ООН. В рамках празднования юбилея вступления КР в ООН постпред Кыргызской Республики при ООН в Нью-Йорке Миргуль Молдоисаева дала интервью американскому изданию Diplomatic Connections.

Diplomatic Connections — журнал, который издается в 10 городах США, включая Вашингтон, Нью-Йорке Лос-Анджелес и Сан-Франциско, а также в Саудовской Аравии и ОАЭ. Журнал пользуется популярностью в дипломатических и бизнес-кругах, так как одной из основных целей издания является «содействие в соединении делового бизнес пространства с представителями дипломатического сообщества, международных организаций и Конгресса США».

Миргуль Молдоисаева входит в число не только примерно трех десяток женщин, которые служат постоянными представителями своих стран в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, она также среди самых молодых. Так же это и для ее страны — Кыргызской Республики или Кыргызстана — среди группы бывших советских республик, которые присоединились к Организации Объединенных Наций только в 1992 после распада Советского Союза и их появления в 1991 как самостоятельных суверенных государств.

В начале года Кыргызстан наряду с четырьмя другими центральноазиатскими государствами — Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном — отметили 25-годовщину их вступления в ООН, важнейшему признанию их недавно полученного суверенитета и их принятие в сообщество государств. Признавая эту годовщину, генеральный секретарь ООН Антонио Гутерреш отметил, что Кыргызская Республика стала «надежным партнером» ООН. Как отметил генсек, «мы смогли создать крепкое сотрудничество в различных сферах, включая продвижение избирательного процесса, миростроительства, предотвращение конфликтов и устойчивое развитие».

География — судьба для Кыргызстана. Не имеющая выхода к морю горная страна с альпийской природой. Страна имеет протяженную границу с Китаем на востоке, Казахстаном на севере и Таджикистаном и Узбекистаном на юго-западе.

Кыргызы, как многие народы Центральной Азии, исторически кочевой народ, перемещавшийся через горные перевалы, следуя за пастбищами. Эти же горные переходы стали важнейшими торговыми путями, составляющими часть Шелкового пути, который простирался из Западного Китая через Центральную Азию в направлении Ближнего Востока и Европы.

Отстаивая свою уникальную идентичность, кыргызский народ имеет национальный эпический сюжетный цикл, повествующий трилогию рассказов о Манасе, вожде кыргызского народа, и его сыне (Семетей) и внуке (Сейтек), которые боролись, чтобы построить родину и воевали с соседними племенами, которые угрожали их народу. Цикл сказаний о Манасе стал основной частью коллективной памяти народа. Это стало живой традицией, которая не только сформировала идентичность кыргызской нации, но и настойчиво поддерживала уникальность и подкрепляла свои требования к суверенитету в постсоветской эпохе. Когда статуя Ленина была перемещена с центральной площади в Бишкеке, столице Кыргызстана, она была заменена статуей легендарного Манаса. Также статуя Манаса была подарена Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Эта устная традиция сообщила о борьбе Кыргызстана по созданию и поддержанию современного государства, чтобы положить конец политической коррупции, развитию растущей экономики в течение четверти века независимости. Переход от суверенитета к тому, что называется «социально-ориентированное государство с либеральными ценностями» не был легким. Первые два десятилетия независимости Кыргызстана характеризовались нестабильностью, коррупцией, экономической стагнацией, фальсификациями выборов и репрессией народного сопротивления. В результате произошли революционные изменения во власти в 2005 и 2010 годах.

Кыргызстан выжил, но возможности для политической стабильности и экономического развития были растрачены. После перемен 2010 года Временное правительство под руководством Розы Отунбаевой пришло к власти с мандатом на восстановление государственных учреждений и проведение демократических выборов. Несмотря на некоторые серьезные проявления межэтнического насилия, Временному правительству удалось восстановить верховенство права и закона, принять новую Конституцию и провести «свободные и прозрачные» выборы под наблюдением Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

1 декабря 2011 года Алмазбек Атамбаев стал президентом Кыргызской Республики, опередив 15 претендентов с 62,5% голосов. Эти конкурентные выборы стали необычным феноменом для ЦА региона и знаменательной вехой на пути Кыргызстана к демократии. В соответствии с Конституцией Кыргызстана президенты избираются на шестилетний срок и не могут переизбираться. Президентская кампания 2017 года, когда будет избран преемник Атамбаева, приведет к передаче власти.

В разгар этого энергичного политического сезона постпред Молдоисаева появилась как ведущий дипломатический голос, озвучивающий внешнюю политику Кыргызстана, представляя страну на международной арене. Она получила образование юриста со степенью бакалавра по международному праву в Международном университете Кыргызстана в 2000 году и степенью магистра по гражданскому праву, окончив Кыргызский государственный национальный университет в 2003 году.

В 2005-2011 годы Молдоисаева являлась сотрудником в сфере внешней политики КР, курируя отношения Кыргызстана с западными странами и ООН, работая в нескольких правительственных учреждениях. В 2011-2014 годах она работала в качестве эксперта и заведующей ситуационно-аналитического сектора отдела внешней политики в Аппарате президента КР. До своего назначения постпредом в ООН Молдоисаева занимала должность заведующей отделом международного сотрудничества в Аппарате правительства Кыргызской Республики.

Несмотря на напряженный график заседаний ООН и наличие в Нью-Йорке делегации высокого уровня в это время, постпред Молдоисаева была достаточно любезна, чтобы ответить на наши вопросы и поделиться размышлениями о роли Кыргызстана в ООН.

- Кыргызстан недавно отметил 25-летнюю годовщину присоединения к ООН. В чем значимость этого события? В чем важность ООН для кыргызстанской дипломатии?

- За прошедшие четверть века ООН внесла значительный вклад в социально-экономическое развитие Кыргызстана и проведение реформ в ключевых сферах. В частности, претворяются совместные экономические проекты, проводятся реформы правоохранительных и судебных органов страны, идет совершенствование избирательной системы.

Недавно в начале года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш встретились на полях Мюнхенской конференции по безопасности, чтобы обсудить текущие вопросы взаимодействия. Вместе они выразили готовность к развитию многопланового сотрудничества. Наше взаимодействие с системой ООН развивается динамично, приносит зримые плоды, содействуя полноценной интеграции страны в мировую политическую и экономическую систему.

- Как Кыргызстан вовлечен в работу ООН?

- Стоит отметить, что Кыргызская Республика неоднократно избиралась в различные выборные органы Организации и ее специализированных учреждений. Мы стали членом Комиссии ООН по устойчивому развитию на 2009-2012 годы, дважды избирались в Совет ООН по правам человека на периоды 2009-2012 годов и 2016-2018 годов. Кыргызстан осуществлял функции вице-председателя Генеральной Ассамблеи ООН, заместителя председателя Совета ООН по правам человека.

Своя роль, которой Кыргызстан обладает в ООН, также засвидетельствована посильным вкладом в миротворческую деятельность ООН. Кыргызская Республика стала первой страной в Центральной Азии, которая начала принимать участие в миротворческих миссиях ООН с 1998 года, внося свой практический вклад в поддержание международного мира и безопасности. В настоящее время наши военные наблюдатели и гражданские полицейские участвуют в трех миротворческих миссиях ООН в Южном Судане, Дарфуре и Абьей (Судан/Южный Судан).

 - Что вы рассматриваете как один из самых важных дипломатических вкладов Кыргызстана в ООН?

- Кыргызстан выдвинул ряд инициатив, благодаря которым сообщество наций лучше узнало и стало понимать нашу страну, нашу историю и культурное наследие. Хотела бы отметить о признании на уровне Генеральной Ассамблеи ООН 1000-летия великого эпоса «Манас», 3000-летия города Ош и 2200-летия Кыргызской государственности.

Священная гора Сулейман-Тоо в Кыргызстане внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. По инициативе Кыргызской Республики 11 декабря провозглашен Международным днем гор, 20 февраля — Всемирным днем социальной справедливости. В прошлом году мы вошли в «Группу друзей» «Альянса Цивилизаций». Продвижение таких национальных символов и идей подчеркивает нашу историческую роль в мире.

- Географическое расположение Кыргызстана заметное. Вы — страна, не имеющая выхода к морю, и разделяете длинную границу с Китаем так же, как и с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Как эти географические факты влияют на дипломатию Кыргызстана?

- Через нашу территорию проходили древние маршруты Великого Шелкового пути. Поэтому наше транзитное положение — это большой ресурс. Правительство прилагает большие усилия по развитию логистическо-транспортных услуг в сфере инфраструктуры, авиации и железной дороги.

Мы являемся мостом как географическим, так и политическим между Европой и Азией, Востоком и Западом, Севером и Югом. Месторасположение нашей страны позволяет содействовать атмосфере сотрудничества на всем огромном континенте. Это диктует развитие многовекторного и разноуровневого сотрудничества в дипломатии, но также вынуждает к проведению взвешенной внешней политики.

- В своей молодой истории Кыргызская Республика пережила две революции против власти, в 2005 и снова в 2010 году. Каковы уроки этих внутренних потрясений?

- Власть в стране не должна безраздельно принадлежать одному человеку и его семье. Но, к сожалению, «Тюльпановая революция» 2005 года не стала уроком для последующей власти. Вот почему наш народ был вынужден в апреле 2010 года вновь свергнуть семейно-клановый режим. Эти события стали самыми сложными и самыми важными этапами на трудном пути демократического развития Кыргызстана, пути построения нового общества и нового государства.

- Как правительство и политическая система Кыргызстана были перестроены после этих революционных событий?

- Во избежание риска возврата к тоталитарному семейно-клановому правлению, Кыргызстан первым в Центральной Азии взял курс на развитие парламентской демократии. Полномочия президента ограничены одним 6-летним сроком. Сформирована система «сдержек и противовесов»: парламент (Жогорку Кенеш), избирается по партийным спискам в условиях многопартийной системы и мандаты распределяются пропорционально. Коалиционное большинство формирует коалиционное правительство. Оппозиция возглавляет работу ключевых комитетов парламента, отвечающих за бюджет и финансы, общественный порядок и безопасность.

В 2015 году прошли парламентские выборы с использованием биометрических данных для идентификации избирателей, прозрачных избирательных урн во избежание подброса бюллетеней и электронных считывающих машин для защиты процесса подсчета голосов. Благодаря этим процедурам итоги выборов получили широкое признание как легитимные, и было сформировано новое национальное правительство. Политическая ситуация стабилизировалась и, как следствие, развивается экономика, привлекаются новые инвестиции, реализуются масштабные проекты, укрепляется безопасность государства, расширяется деятельность гражданского общества.

- Кыргызстан является участником двух (под руководством России) региональных организаций 1) ОДКБ — организация Договора о коллективной безопасности и 2) ЕАЭС — Евразийский экономический союз. В чем важность каждой организации для безопасности и экономики Кыргызстана?

- Между Кыргызстаном и Россией развиваются крепкие союзнические отношения. Осуществляется широкое взаимодействие, ведь мы имеем общую историю и культурно-гуманитарное пространство. Будучи долгое время частью Советского Союза, у нас сложились значительные торгово-экономические отношения. Россия оказывает нам финансовую, гуманитарную, техническую и военно-техническую помощь.

Кыргызская Республика является со-учредителем ОДКБ и наша деятельность нацелена на совместное противодействие угрозам международного терроризма, религиозного экстремизма, незаконного оборота наркотиков, оружия, незаконной миграции. Это является необходимым условием обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, особенно через призму афганской проблемы.

- И Евразийский экономический союз?

- Ни одна страна в мире не может быть изолированной от общемировых и региональных реалий. Поэтому Кыргызстан вступил в ЕАЭС, который призван облегчить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы внутри единого рынка, объединившего 180 миллионов человек.

В нынешнем году Кыргызстан является председателем ЕАЭС. Мы намерены акцентировать внимание на улучшение правил торговли и устранение барьеров, изъятий и ограничений внутри интегрированного рынка. В то же время ЕАЭС сблизил экономики Европы и Азии, что перекликается с известным проектом Китая «Экономический пояс Шелкового пути».

- Какова роль Китая в сфере безопасности и экономики Кыргызстана?

- Мы установили отношения стратегического партнерства с нашим соседом – Китаем. Ряд договоров определяют общие цели и направления долгосрочного и стабильного развития кыргызско-китайских отношений. Оказывается взаимная поддержка по важным, для каждого из сторон, вопросам. В частности, Кыргызстан занимает неизменную позицию поддержки КНР по вопросам Тайваня, Тибета, Синьцзяна, борьбы с «тремя силами зла» (терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом). В свою очередь Китай оказывает Кыргызстану поддержку в обеспечении суверенитета, независимости и безопасности страны, посильную помощь в развитии национальной экономики.

Концепция «Экономического пояса Шелкового пути» привлекательна не только масштабностью с географической точки зрения, но и потенциалом экономического партнерства. У нас есть преимущества в виде выгодного географического расположения и огромного энергетического потенциала.

- Приходилось ли Кыргызстану сталкиваться с проявлением экстремистских движений внутри преимущественно мусульманского населения? Как ваша страна занимается с растущим присутствием внешних исламских движений среди кыргызского населения?

- Кыргызская Республика со времен обретения независимости взяла курс на поддержку свободы совести и вероисповедания, но мы также столкнулись с проявлениями международного терроризма. Неизбежно, экстремистские и террористические организации на Ближнем Востоке и в Африке распространяют их идеологическое влияние на страны Центральной Азии, несут в себе угрозу и для нас.

Сегодня в Кыргызстане сложилось понимание того, что нельзя отождествлять с экстремистскими организациями и трансформировать религию в идеологический инструмент для оправдания своих насильственных действий. При этом мы признаем опасность, что давления и запреты могут несправедливо заклеймить религию и способствовать еще большей радикализации общества. Демократическое развитие является лучшей альтернативой религиозному экстремизму.

- Пожалуйста, расскажите нам о деятельности регионального центра по превентивной дипломатии в ЦА (РЦПДЦА), которому исполняется в этом году 10 лет. Какова роль Кыргызстана в этом центре.

- Центр создавался не как реакция на существование реального конфликта, а как мера предотвращения возможных угроз. Разрешение конфликтов еще до взрыва насилия является одним из самых разумных видов инвестиций, которые мы только можем осуществить. Предотвращение – это инвестиции в мир.

Государства Центральной Азии определили приоритетные сферы с учетом их влияния на безопасность в Центральной Азии. Они включают такие транснациональные угрозы, как терроризм, экстремизм, организованная преступность и, в частности, незаконный оборот наркотиков; экологическая деградация и управление трансграничными водно-энергетическими ресурсами; и региональная безопасность в контексте ситуации в Афганистане.

- Кыргызстан организатор Всемирных игр кочевников, которые впервые прошли в 2014 году, затем снова в 2016 году. Какая идея привела к организации этих Игр?

- В поисках путей сохранения культурного многообразия и гуманизации спорта в 2012 году президентом Кыргызской Республики Алмазбеком Атамбаевым была предложена идея проведения первых в истории Всемирных игр кочевников. Это проект, направленный на возрождение и сохранение традиций кочевой цивилизации и духовного наследия.

В сентябре 2016 года на побережье озера Иссык-Куль прошли Вторые Всемирные игры кочевников. В них приняли участие 1200 участников из 62 иностранных государств и соревновались по 23 национальным видам спорта. Euronews, NHK, Al Jazeera, China TV, Deutsche Welle, Russia Today, Reuters, National Geographic, Associated press, Синьхуа освещали материалы о Всемирных играх кочевников-2. Церемонию открытия увидели около 800 млн зрителей по всему миру.

С гордостью отмечаю, что 22 декабря 2016 года в ходе 67-й пленарной сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Поощрение межрелигиозного и межкультурного диалога, взаимопонимания и сотрудничества на благо мира», в которой «Всемирные игры кочевников» получили международное признание как инструмент межкультурного диалога, взаимопонимания и сотрудничества на благо мира и развития.

- Кыргызстан сыграл важную роль в установлении Международного дня снежного барса. Могли бы вы рассказать нам что-нибудь об этом животном в Кыргызстане и о предпринимаемых международных усилиях для их защиты?

- Снежный барс это не только сакральный символ для многих народов, «дух» неприступных и величественных гор, но и один из важных индикаторов здоровья высокогорных экосистем. Осознавая исключительную важность сохранения снежного барса, президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев в 2013 году инициировал проведение в Кыргызской Республике Всемирного форума по сохранению снежного барса. В текущем году (2017) Международный форум по сохранению снежного барса и его экосистем будет проведен в нашей столице, в Бишкеке.

Усилия по пресечению незаконной торговли и браконьерства, защите среды обитания, реагированию на изменение климата и сокращению конфликта между человеком и барсом имеют решающее значение для защиты популяции снежного барса.

- Ваше правительство подарило статую Манаса Организации Объединенных Наций. Сейчас этот подарок расположен на почетном месте при входе в здание Генеральной Ассамблеи. В чем важность эпоса Манас для кыргызской идентичности?

- Эпос Манас — это культурная энциклопедия опыта нашего народа. Он отражает все стороны общественного сознания и жизни кыргызов: мифологию и религию, обычаи, философию и эстетику, народные игры и развлечения, мораль и формы поведения. И по сей день кыргызский народ берет уроки нравственности и гуманизма из него.

Величие Манаса, отраженное в этом эпосе, в том, что он был посвящен идеалам культурной идентичности и объединению народа. Это те же идеи, которые ведут к государственности, суверенитету, безопасности и сплоченному интернационализму.

- Пусть этот кыргызский подарок ООН служит постоянным напоминанием о том, что работа Организации Объединенных Наций всегда должна защищать культурную самобытность и права народов, безопасность государств, преследовать цель построения мира, когда возникают конфликты, и устойчивость, отраженные в Уставе Организации Объединенных Наций: «подтвердить веру в Основные права человека, в достоинство и ценность Человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и наций Больших и малых».

kg.akipress.org/news:1383292?f=cp

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ КР

Айдарбеков Чингиз
Азаматович
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

(+996 312) 62-50-88

АНТИКОРРУПЦИЯ

Уважаемые граждане!

Просим Вас сообщать о коррупционных схемах или проявлениях в Аппарат Правительства Кыргызской Республики через Антикоррупционный сайт Правительства Кыргызской Республики:

www.anticor.gov.kg

Телефон доверия Аппарата Правительства КР:
+(996-312) 62-53-85
(с 9:00 до 18:00 по будням)

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ