,

Энергетика и водные ресурсы

Кыргызская Республика  обладает большим потенциалом для развития гидроэнергетики. По объему формируемых на ее территории водных ресурсов Республика занимает третье место среди государств СНГ. В стране насчитывается 252 крупных и средних реки, потенциал которых оценивается в 18,5 млн. кВТ мощности и более 140-160 млрд. кВт.ч  электроэнергии, из которых используется всего менее 10%. большими запасами гидроэнергоресурсов обладают реки Нарын, Сары-Джаз,  Кокомерен, Чаткал, Тар, Чу, кара-Дарья и Чон-Нарын, у которых средние уклоны изменяются от 5 до 20 м на 1 км длины, а средняя удельная мощность составляет от 2 227 до 5 322 кВт/км.

Электроэнергетика

В Кыргызстане ежегодно вырабатывается в среднем 14 млрд.кВтч электроэнергии, хотя гидроэнергетический потенциал наших горных рек составляет 142 млрд.кВтч. Ранее в Кыргызскую энергосистему, как в составную часть Единой энергосистемы СССР, ежегодно вкладывалось порядка 65 млн.долл., что позволяло интенсивно сооружать энергообъекты, обеспечив тем самым высокую степень надежности электроснабжения экономики, социальной сферы и населения. После обретения суверенитета все постсоветские республики взялись максимально обособлять свои сети и Кыргызстан, в числе прочих, также был вынужден в период с 1991г. по 2010г. направить 370 млн.долл. инвестиций на эти цели, то есть на строительство высоковольтных подстанций и сетей. Реформа управления энергоотраслью 2001г. в целом не достигла поставленных целей и в условиях так называемого «дикого капитализма», расцвета коррупции, повсеместного снижения правовой и производственной дисциплины, страна к 2010г. оказалась перед лицом ряда трудноразрешимых  проблем: высокие потери электроэнергии, рост дебиторской задолженности потребителей, массовое хищение электроэнергии, неэффективное корпоративное управление из-за высокой степени коррупции. После II революции, т.е. с 2010г., начался новый этап оздоровления - Президент Кыргызстана своим указом ввел Инициативу прозрачности ТЭК, отраслевые и правоохранительные госорганы активизировались. Именно с этими позитивными шагами можно связывать состоявшийся за последние 3 года наплыв инвестиций в электроэнергетику. Вливания коснулись и выработки электроэнергии (начало сооружения Верхне-Нарынского каскада ГЭС, Камбаратинской ГЭС-1, ряда малых ГЭС, модернизация ТЭЦБ, ТЭО Кара-Кечинской ТЭС, модернизация Токтогульской ГЭС, Ат-Башинской ГЭС и т.д.), и передачи электроэнергии (подстанции Датка и Кемин, ВЛ Датка-Кемин и Датка-Худжант, каскадная замена ряда трансформаторов), и процесса распределения/реализации электроэнергии (замена износившихся кабельных и воздушных линий, ТП и КТП, установка современных электронных приборов учета, в т.ч. с предоплатой, автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии). В ценовом выражении на реализацию этих проектов предусмотрены более 5 млрд.долл. инвестиций, 760 млн.долл. которых уже на стадии освоения. Такой шаг оказался весьма кстати в условиях ежегодного 4-5%-го роста внутреннего потребления электроэнергии, отсутствия достаточных резервных мощностей, особенно зимой. С другой стороны, внешние заимствования в условиях тарифного дефицита еще больше ухудшают и без того неустойчивое финансово-экономическое состояние отрасли. Энергокомпании ежегодно представляют Госдепартаменту по регулированию ТЭК бизнес-планы на предстоящий год и защищают каждый сом статьи расходов. Так, укрупненные показатели на 2013г. таковы: доходы - 11,4 млрд.с., а расходы 16 млрд.с. (топливо - 3,8 млрд.с., сырье, материалы - 1,2 млрд.с., фонд оплаты труда - 3 млрд.с, амортизационный фонд - 1,2 млрд.с., взносы, транзит, ТГЭС и др. - 2,1 млрд.с., отчисления в Соцфонд, обязательства по кредитам, ГСМ, налоги и др. - 3,2 млрд.с., софинансирование по капвложениям - 1,5 млрд.с.). Иными словами, энергоотрасль вступала в 2013 год с дефицитом средств в 4,6 млрд.с., которого надо было покрыть посредством льготных кредитов и ссуд. Аналогичная ситуация повторилась и с прогнозными показателями 2014г. - дефицит средств, подтвержденный государственным антимонопольным органом, составил 6,3 млрд.с. (доходы-12 млрд.с., расходы-18,3 млрд.с.). В этих условиях страдает инвестиционная привлекательность отрасли. На внутреннем рынке энергоотрасль работает себе в убыток, а иначе и быть не могло, если учесть, что в 2013г. при себестоимости 1 кВтч электроэнергии 124 тыйын средневыставленный тариф составляет 88 тыйын., т.е. убыток с каждого кВтч - 36 тыйын, а на 2014г. при прогнозной себестоимости 134 тыйын, убыток с каждого кВтч составит 46 тыйын. Средства, поступившие от экспорта электроэнергии, затрачиваются исключительно на цели приобретения топлива для ТЭЦ. И здесь ситуация сложная - при ежегодной потребности в топливе 66 млн.долл. от экспорта электроэнергии в среднем ежегодно поступает порядка 40 млн.долл. Причем объем и цена экспорта зависят от водности года и конъюктуры регионального рынка. Хронический дефицит средств не позволяет вести полноценно ремонтные работы, модернизацию и новое строительство, в результате чего идет рост износа основных фондов Кыргызской энергосистемы, который достиг 50%-го рубежа, тогда как 25%-ный износ оборудования и сетей считается кризисным. Отсюда и свыше 10 тысяч аварий и отказов в год и низкое напряжение в сетях. Дальнейшее ухудшение финансово-экономического состояния отрасли может привести к системным авариям и массовым отключениям. В свое время через такие трудности проходили казахстанская, грузинская, армянская энергосистемы, обогревая жилье буржуйками, сжигая мебель... Выход из создавшегося положения - привести в порядок сбыт электроэнергии на внутреннем рынке. Это, в первую очередь, решительная борьба с коррупцией и постепенное пошаговое ежегодное повышение тарифа на электроэнергию до его экономически обоснованного уровня. Если учесть фактический уровень инфляции и оптимизировать уровень тарифа для конечных потребителей электро- и теплоэнергии, то за 4-5 лет доходы и расходы энергокомпаний могут сравняться и далее отрасль получит возможность обеспечить снижение уровня износа оборудования и сетей с соответствующим улучшением электроснабжения потребителей.

Источник: Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики http://energo.gov.kg/ru/press_tsentr/novosti_ministerstva/121#sthash.etRl4qtG.dpuf

 

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ КР

Абдылдаев Эрлан Бекешович
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

(+996 312) 62-50-88

АНТИКОРРУПЦИЯ

Уважаемые граждане!

Просим Вас сообщать о коррупционных схемах или проявлениях в Аппарат Правительства Кыргызской Республики через Антикоррупционный сайт Правительства Кыргызской Республики:

Телефон доверия Аппарата Правительства КР:
+(996-312) 62-53-85
(с 9:00 до 18:00 по будням)

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ