About work of the Ministry of Foreign Affairs of the Kyrgyz Republic on the evacuation of Kyrgyz citizens

Советник министра иностранных дел Алмаз Асанбаев

Советник министра иностранных дел по связям с соотечественниками и культурно-гуманитарным вопросам Алмаз Асанбаев в интервью АКИpress рассказал о проводимой работе по возврату в Кыргызстан граждан, находящихся за рубежом.

- Сколько кыргызстанцев находятся за границей и сколько из них выразили желание вернуться?

- За рубежом пребывает свыше 850 тыс. наших граждан. А если учитывать и соотечественников, получивших иностранное гражданство, но не утеряли связь с Кыргызской Республикой, то их число перевалит за 1,5 млн человек. Численность наших граждан за рубежом зависит от динамики сезонных миграционных потоков.

При этом на консульском учете состоит порядка 20 тыс. граждан КР. Ожидаем более полного консульского охвата в будущем, ведь весной этого года нами упрощена процедура регистрации, кроме того введен электронный способ консульского учета, а консульский сбор за эту услугу отменен.

Что касается желающих вернуться, то в настоящее время о своем желании заявили свыше 10 тыс. граждан из 57 стран мира. Это те граждане, которые обратились в загранучреждения и Министерство иностранных дел КР с соответствующим заявлением. Среди этих стран есть и государства Африки, Азии, Америки, Европы. Но основная часть желающих вернуться находится в Российской Федерации.

В обычных условиях миграционные потоки разнонаправленные, численность выезжающих из КР граждан и тех, кто возвращается, примерно одинаковы.

Миграционное сальдо в последние годы сложилось для нас отрицательное – на уровне 30-35 тыс. человек в год. При этом, число пересекающих границу в течение года граждан КР свыше 5 млн в обоих направлениях (на въезд и выезд).

На первом месте поездки в Республику Казахстан. Давайте рассмотрим обратный поток. Число возвращающихся из Республики Казахстан граждан варьируется в пределах 2,5-2,8 млн человек в год или в пределах 210 тыс. в месяц. Эти показатели во многом складываются за счет активной приграничной миграции. Часть возвращающихся из Республики Казахстан следуют к нам транзитом из Российской Федерации и ряда других стран.

Динамика возвращения из Российской Федерации в 2014-2018 годы следующая: в 2014 году вернулось – 572 341, в 2015 году – 603 075, в 2016 году – 613 642, в 2017 году 646 724, в 2018 году – 727 697 человек. Таким образом, по итогам пятилетки в среднем ежегодно из России возвращалось 608 тыс. 459 человек или 50 тыс. 704 человека ежемесячно.

По Турецкой Республике за 2014-2018 годы данные следующие: по итогам пятилетки в среднем ежегодно из Турции возвращалось 91 625 человек или 7 635 человек ежемесячно. Эти страны я привожу специально, ведь аэропорты Казахстана, России и Турции используются одновременно и для транзитных перелетов в другие страны, являясь для нас основными международными хабами.

Закрытие границ привело к приостановке этих потоков и большое число граждан, которые в обычных условиях вернулось бы в КР оказались заблокированными за рубежом. Несмотря на последовательную эвакуацию, осуществляемую силами МИД, огромную нагрузку на наши загранучреждения и неоценимую помощь активистов диаспоры, число желающих вернуться на родину не уменьшается. Закрытые границы создают накопительный эффект и следует ожидать, что после их открытия и возобновления регулярного сообщения, произойдет одновременный и небывалый по объему возврат граждан. Выше я привел цифры по месяцам, если упрощать, то надо умножить их на количество месяцев, пока границы закрыты, и мы сможем представить, сколько на самом деле наших граждан, могло бы вернуться домой в период пандемии. Конечно это не точная методика расчета, но такое объяснение может помочь ответить на Ваш вопрос образно.

- Что вы скажете тем гражданам в КР, которые считают, что возвращение соотечественников на Родину ухудшает эпидемиологическую обстановку, отвлекает на себя ресурсы и с этим нужно подождать до лучших времен?

- Я думаю, такую оценку должны давать специалисты, эпидемиологи, которые непосредственно занимаются данным вопросом. Мы же в своей работе по эвакуации граждан обязательно учитываем возможности системы здравоохранения республики, нагрузку на медиков, больницы, обсервации, стационары. Конечно же, нам необходимо думать о безопасности нашей страны и благополучии каждого отдельного гражданина. Это большая ответственность.

Вместе с тем, есть немало случаев, когда прибывшие из-за рубежа граждане самовольно покидали места обсервации, нарушали санитарно-эпидемиологические требования, грубили врачам и сотрудникам правоохранительных органов. Хотя в момент своего нахождения за рубежом они обещали соблюдать все правила санитарной безопасности и соглашались на любые условия обсервации, карантина или самоизоляции.

Тем не менее, каждый гражданин страны, независимо от места своего нахождения, остается под защитой государства и должен получить соответствующую помощь, также он обладает неотъемлемым правом на возвращение на родину. Никому не может быть отказано в этом фундаментальном праве. По поручению президента Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбекова с первых дней начала пандемии всем гражданам, желающим возвратиться в страну, оказывается помощь в этом. При закрытых границах и отсутствии регулярного транспортного сообщения мы вернули в КР свыше 20 тыс. граждан.

Одновременно ведется разъяснительная работа среди граждан за рубежом с рекомендациями в случае отсутствия острой необходимости оставаться в местах своего пребывания до улучшения эпидемиологической ситуации. Мы их просим строго соблюдать санитарные правила, карантинный режим и требования местных органов власти. Также просим не подвергать себя и своих близких риску заражения коронавирусной инфекцией частыми перемещениями.

Тем не менее, граждане в КР с пониманием должны отнестись к желанию соотечественников, находящихся за рубежом вернуться домой и к вытекающим из этого рискам. Заражение происходит, в первую очередь, из-за несоблюдения социального дистанцирования и установленных рекомендаций по санитарной безопасности.

В данном контексте можно с уверенностью сказать, что все вернувшиеся на сегодняшний день граждане имели веские причины для возвращения, такие, как завершение учебы, окончание срока въездной визы, отсутствие работы и заработка, состояние здоровья, болезнь, утрата родных и близких, другие сложные обстоятельства. Кроме того, немалая часть возвращенных граждан на момент введения ограничений временно пребывали за границей в качестве туристов, гостей, находились в служебных командировках, выезжали с целью лечения.

Как было отмечено ранее, численность желающих возвратиться на родину граждан с каждым днем растет. Это прежде всего, обусловлено тем, что граждане, долгое время терпеливо ожидающие открытия границ и возобновления международного транспортного сообщения, более не могут себе позволить оставаться за границей, их ресурсы исчерпаны.

Свидетельством этому являются отчаянные попытки граждан, находящихся в России и оставшихся без средств, всеми способами вернуться транзитом через Республику Казахстан, несмотря на установленные ограничения и запреты. Благодаря переговорам президентов Кыргызстана и Казахстана удалось трижды организовать транзитный коридор через казахстанскую территорию. Хотел бы напомнить, что въезд иностранных граждан в Республику Казахстан строго ограничен в связи с распространением пандемии коронавирусной инфекции. Убедительно призываем граждан Кыргызской Республики, находящихся на территории России, не следовать в сторону российско-казахстанской государственной границы. С учетом текущей сложной эпидемиологической ситуации в соседней стране, следующего транзитного коридора возможно не будет и люди могут остаться в очень сложном положении на границе.

- Где принимается окончательное решение о конкретном рейсе из конкретного зарубежного города?

- Решение об организации чартерного рейса, на котором возвращаются наши граждане, принимается оперативным штабом по борьбе с распространением коронавирусной инфекции и ликвидации ее последствий на территории КР. Следует отметить, что это решение является коллективным, учитывается возможность приема борта, граждан, другие вопросы и принимается на основе предложений МИД и загранучреждений КР, составленных с учетом существующих возможностей, исходя из обращений граждан и необходимости организации отдельного рейса.

На сегодняшний день при координации республиканского оперативного штаба и при тесной взаимосвязи с Министерством здравоохранения, Министерством чрезвычайных ситуаций, Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики отработан алгоритм взаимодействия по вопросам возвращения наших граждан. Работа ведется последовательно, путем тщательного планирования каждого мероприятия, определения их сроков и маршрутов, а также с учетом возможностей организаций здравоохранения. Вместе с тем, мы планируем работу по возобновлению регулярных авиарейсов с отдельными странами-партнерами.

- Сколько денег потрачено на вывоз граждан и кто финансирует их вывоз?

- За период эвакуационных мероприятий во время пандемии возвращение граждан за счет бюджетных средств осуществлялось при вывозе граждан с российско-казахстанской границы по транзитному коридору через территорию Республики Казахстан. В частности, правительство взяло на себя транспортные расходы по найму 48 автобусов, а также 1 чартерного рейса по маршруту Оренбург–Бишкек, которым были возвращены беременные женщины, дети, пожилые и больные граждане из палаточного городка близ г.Бузулук Оренбургской области России. Во всех остальных случаях, авиабилеты на чартерные рейсы приобретаются самими гражданами.

- Многие граждане писали, чтобы попасть в эвакуационный список, нужны связи и деньги. Проводились ли проверки по подобным обвинениям? Как вообще составляются списки и есть ли там коррупционные риски?

- Во всех загранучреждениях КР списки на чартерные рейсы составляются согласно поданным заявлениям граждан в порядке очередности. Вместе с тем, в некоторых загранучреждениях КР, в частности в Российской Федерации, в связи с большой численностью желающих вернуться и ограниченным количеством посадочных мест на бортах, с самого начала организации чартерных рейсов для прозрачности и объективности процесса формирования списков на каждый рейс, привлекаются активисты диаспоральных организаций и решение о включении в список на рейс принимаются коллегиально с участием представителей общественности.

К примеру, в посольстве Кыргызской Республики в Российской Федерации в состав комиссии включены, в том числе врачи, которые рассматривают заявления и приложенные к ним медицинские справки беременных женщин и граждан, имеющих серьезные заболевания и находящиеся в постоперационном периоде, для подтверждения их готовности к перелету, а в некоторых случаях, тщательно изучают документы, подлинность которых вызывает сомнение.

Следует признать, что возмущения граждан имеют место, и в основном они касаются того, что на рейсы невозможно попасть всем и сразу. Необходимо учитывать, что до приостановления воздушного сообщения количество авиарейсов из Москвы в Бишкек и Ош составляло порядка 50 в неделю, а сейчас в неделю совершается 2-3 авиарейса из Москвы в Бишкек и Ош. Кроме того, как было отмечено выше, ввиду многочисленности обращающихся на все рейсы из Москвы до сегодняшнего дня отбор идет исключительно по гуманитарным критериям, в связи с чем, не имеющие проблем со здоровьем и каких-либо серьезных причин для возвращения молодые люди, в эти списки, к сожалению, не попадают. Планируемое возобновление регулярного авиасообщения стабилизирует ситуацию, а также снимет вопросы тех граждан, которые имеют на руках авиабилеты, выкупленные еще до закрытия границ.

Поступает информация, что этой ситуацией пользуются мошенники, которые предлагают за деньги включить в списки пассажиров, а потом исчезают с деньгами. Сейчас мы ведем служебное расследование, чтобы проверить эту информацию.

- Какова в целом роль Министерства иностранных дел Кыргызской Республики и других организаций в возвращении граждан из-за рубежа?

- В целом, с момента вспышки в Китае коронавирусной инфекции COVID-19 и дальнейшего распространения в мире пандемии данного заболевания, по функциональной и практической деятельности МИДа по вопросам организации вывозных и эвакуационных мероприятий граждан Кыргызской Республики из зарубежных стран, посредством авиационного и наземного транспорта, начиная с февраля т.г. по сегодняшний день, под координацией премьер-министра КР К.А.Боронова и оперативного штаба в Кыргызстан возвращен, если быть точным 22504 граждан КР из зарубежных стран: Китай, Республика Корея, Саудовская Аравия, Индия, Россия, Таиланд, Турция, ОАЭ, Египет, Шри-Ланка, Малайзия, Иран, Индонезия, Вьетнам, Афганистан, Казахстан, Узбекистан, Камбоджа, Украина, Венгрия, Таджикистан, Кувейт, Катар, Япония, ФРГ, Иордания, США, Филиппины, Беларусь, Пакистан, Бангладеш, Великобритания, Австрия, Швейцария, Бельгия, Латвия, Франция, Чехия, Болгария, Сербия, Нидерланды, Польша, Италия, Израиль, Бахрейн, Северный Кипр, Румыния и др. Эта работа продолжается по сей день.

Министерством и загранучреждениями КР в тесной взаимосвязи с Министерствами здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, транспорта и дорог КР при координации оперативного штаба по борьбе с распространением коронавирусной инфекции и ликвидации ее последствий на территории КР был отработан алгоритм взаимодействия по вопросам возвращения наших граждан в Кыргызстан. Вся выполняемая работа проводилась в соответствии с возложенными полномочиями, разделением функциональных обязанностей и четким пониманием поставленных задач.

Необходимо отметить, что проводимая МИДом и загранучреждениями КР масштабная работа по организации вывозных мероприятий граждан КР из-за рубежа в условиях пандемии нового вируса, реализуется в беспрецедентных до настоящего времени в условиях закрытых границ практически во всем мире и приостановления международного пассажирского сообщения. В том числе в условиях введенного во многих странах режимов чрезвычайного положения и ситуации, карантинных мер, требований по самоизоляции граждан и ограничений их передвижения даже внутри собственных стран.

В условиях режима чрезвычайного положения в стране, с сопутствующими ограничительными мерами по передвижению населения во время комендантского часа, руководство МИДа и большинство сотрудников министерства продолжают исполнять свои функциональные обязанности ежедневно, находясь на рабочем месте 7 дней в неделю без выходных, а также практически работают в неурочное время до позднего времени суток, в том числе и круглосуточно. Через горячие линии проводится мониторинг ситуации, формируются списки наших граждан, находящихся за рубежом, которые намерены вернуться в Кыргызстан. Наши коллеги в загранучреждениях также работают в аналогичном экстренном и чрезвычайном режиме и в условиях высокого риска заражения коронавирусной инфекцией.

К большому сожалению, многие сотрудники Министерства и загранучреждений заразились коронавирусной инфекцией в процессе исполнения служебных обязанностей, при приеме и консультировании граждан, их проводах в аэропортах в ходе вывозных мероприятий, организации автокараванов. Основная нагрузка приходится на консулов. Некоторые переболевшие сотрудники вернулись к исполнению своих обязанностей. Дипломаты, чье заболевание короновирусной инфекцией протекает в легкой и средней форме тяжести, продолжают свою работу в удаленном режиме, консультируя граждан и проводя координационную работу.

Отдельные сотрудники загранучреждений, в частности, посольство КР в России работают в режиме постоянного психологического дискомфорта, напряжения и стресса, сталкиваются с угрозами и оскорблениями со стороны граждан, есть случаи физического применения насилия в отношении наших коллег.

Несмотря на существующие сложности, препятствия и критику, работа по организации возвращения наших граждан из зарубежья, в том числе по поиску логистических маршрутов следования в КР для граждан, находящихся в отдаленных точках мира, продолжается.

Очевидно, что решение проблем наших граждан, находящихся за рубежом, возможно только при объединении сил государства и общества, лишь при тесном взаимодействии и конструктивном сотрудничестве мы сообща сможем преодолеть все сложности, с которыми столкнулась наша страна на фоне распространения пандемии коронавирусной инфекции в мире

В данном контексте необходимо с особой благодарностью отметить значительную помощь общественных организаций соотечественников за рубежом и отдельных активистов кыргызской диаспоры, оказываемую ими поддержку граждан КР, в условиях снижения экономической активности и потери части доходов. Наши диаспоры первыми протянули руку помощи нуждающимся соотечественникам и по сей день продолжают помогать гражданам, оказавшимся в сложных жизненных условиях.

После резкого ухудшения эпидемиологической ситуации в стране соотечественники за рубежом не остались в стороне и начали активно оказывать посильную помощь учреждениям здравоохранения КР, направляя на свои средства медицинскую аппаратуру, лечебные препараты, СИЗ и другую гуманитарную помощь.

Отдельное восхищение вызывает самоотверженное решение многих наших соотечественников – медиков, работающих за рубежом, присоединиться к коллегам в КР в борьбе за жизнь и здоровье наших граждан.

Также, хотелось бы выразить признательность всем структурам ООН и другим международным организациям, своевременно откликнувшимся на призыв Министерства о гуманитарной помощи. Со стороны МОМ во время отмены авиарейсов в марте 2020 года была поддержка нашим гражданам, оставшимся в аэропортах и на приграничных участках в обеспечении временным жильем и питанием.

И конечно, мы благодарны нашим стратегическим партнерам. Выражаем благодарность российской стороне, которая частично субсидирует стоимость авиабилетов на вывозные рейсы из Москвы, помогает людям на границе и казахстанской стороне, с их помощью осуществляется транзитный вывоз наших граждан авиационными путями через Казахстан, а также наземным транспортом.