Статья: О Дне независимости Кыргызской Республики и «легендарном парламенте», а также некоторых аспектах кыргызско-таджикского сотрудничества

838

Ежегодно 31 августа Кыргызская Республика отмечает День независимости. В этом году мы празднуем знаменательную дату – 30-летие независимости Кыргызской Республики. Этот праздник особенно почитаем и важен для каждого кыргызстанца.

В этот день в 1991 году внеочередная сессия Верховного Совета Кыргызской Республики одной из первых из союзных республик приняла постановление о «Декларации о государственной независимости Республики Кыргызстан». Согласно этому историческому акту, Кыргызская Республика была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством.

Принятие «Декларации о государственной независимости» положило начало новому этапу в новейшей истории Кыргызстана. В результате выражения единой воли народа, было провозглашено установление независимой государственности. Особая значимость этого исторического документа в том, что он положил начало периоду утверждения суверенитета республики де-юре. Это означало, что независимость республики закреплялась законодательно, и все последующие действия страны переходили в новое правовое поле.

В данном контексте хотел бы отметить роль «легендарного парламента», который создал правовые условия для первых шагов на пути демократического развития Кыргызстана. Верховный совет Киргизской ССР двенадцатого созыва, оставшийся в народной памяти как «легендарный парламент», работал с апреля 1990 года по сентябрь 1994 года. С мая 1993 года, после принятия новой Конституции, законодательный орган кыргызского государства стал называться Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

Таким образом, Кыргызстан, взявший курс на построение суверенного государства, первые шаги на пути независимости начал в форме парламентского правления. Именно в этот переходный период «легендарный парламент», внесший свой значительный вклад в разрушение советского тоталитарно-авторитарного режима, принял ряд важных нормативных правовых актов, которые стали политической, правовой и экономической основой независимости и демократического устройства суверенного Кыргызстана.

Парламентом двенадцатого созыва были приняты Декларация о суверенитете (1990 г.), Декларация о независимости (1991 г.), избран первый Президент суверенного Кыргызстана (1991 г.), а также принята первая Конституция суверенной Кыргызской Республики (1993 г.). Кроме того, утверждены государственные атрибуты: Флаг (3 марта 1992 г.), Герб (14 января 1994 г.), Гимн (18 декабря 1992 г.), введена национальная валюта – сом (3 мая 1993 г.). Одним словом, были поставлены широкомасштабные цели и достигнуты первые результаты.

Избранный в советский период парламент этого созыва оказался в центре значимых исторических событий. Преодолев устоявшиеся каноны советской действительности, он сумел переориентироваться на работу в новых условиях, приняв судьбоносные решения, определившие правовую базу функционирования Кыргызстана как суверенного государства.

Парламент проявил активность и на международной арене, став членом Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), Парламентского Союза Организации Исламская Конференция (ПА ОИК), Межпарламентского союза.

Жогорку Кенеш активно участвовал в прекращении конфликтов в горячих точках Содружества Независимых Государств. Большой объем работы проделан в Жогорку Кенеше по выполнению решений Совета Межпарламентской Ассамблеи – о создании миротворческой группы Межпарламентской Ассамблеи по проблеме Нагорного Карабаха. По результатам встречи 5 мая 1994 года был подписан «Бишкекский протокол», который был воспринят мировой общественностью как первый реальный шаг, сделанный противоборствующими сторонами к прекращению войны, за которым должно последовать политическое разрешение проблемы Нагорного Карабаха в целом.

С 1993 года по решению Совета глав государств-участников СНГ "О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном" кыргызские миротворческие силы охраняли участок таджикско-афганской границы. Вплоть до 1999 года через это соединение прошло более 4 тысяч кыргызстанцев.

Кыргызстан неоднократно предлагал использовать г.Бишкек в качестве площадки для мирных переговоров по Афганистану.

Хочу напомнить об одном значимом историческом факте и роли кыргызской дипломатии в той ситуации. В 1992 году в Таджикистане началась гражданская война, погибло много людей, а тысячи таджиков стали беженцами.

Во время данного конфликта в городах Москва, Тегеран, Алматы, Ашхабад и др. проводились переговоры международного уровня для разрешения проблемы между таджикским правительством и оппозицией страны. Большинство из них не принесли результата.

В 1996 году Кыргызстан выступил гарантом установления мира в Таджикистане, в частности усилиями кыргызской дипломатии, в Бишкеке при участии нескольких стран и представителей международных организаций было подписано соглашение о перемирии. Несмотря на экономические трудности в стране, Кыргызстан принял около 60 тысяч таджиков-беженцев, которые после стабилизации ситуации в Таджикистане, вернулись на родину.

Таким было начало истории суверенного Кыргызстана. За весь прошедший период независимости Кыргызская Республика прошла через тяжелые испытания, пережила драматические моменты становления государственности, но сохранила главное достояние нашего народа – независимость.

Хочу отметить, что руководством Кыргызской Республики особое внимание уделялось развитию двустороннего сотрудничества между Кыргызской Республикой странами Центральноазиатского региона. Со дня обретения независимости Кыргызстан сохраняет приоритетное значение развитию отношений с Республикой Таджикистан.

Наши страны занимают совпадающие или близкие позиции по ключевым региональным и международным проблемам. Кыргызстан и Таджикистан активно сотрудничают и поддерживают друг друга в многосторонних региональных и международных организациях. Оба государства играют важную роль в деятельности СНГ, ОДКБ и Шанхайской Организации Сотрудничества, обеспечении мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе.

Кыргызская сторона не единожды, на самых высоких уровнях заявляла, что всестороннее развитие кыргызско-таджикских отношений, углубление взаимовыгодного многопланового сотрудничества, а также укрепление добрососедских отношений и равноправного партнерства с Таджикистаном отвечает долгосрочным национальным интересам Кыргызской Республики.

В настоящее время Стороны активно работают над разрешением сложных вопросов, касающихся делимитации и демаркации кыргызско-таджикской государственной границы. Считаю крайне важным всевозможными способами ускорить решение вопроса делимитации границ, от которого зависит не только безопасность Кыргызстана и Таджикистана, но и всего региона в целом.

Хочу отметить, что в июне т.г. состоялся официальный визит Президента Кыргызской Республики С.Жапарова в Республику Таджикистан. В рамках данного визита состоялось подписание ряда документов, которые направлены на наращивание кыргызско-таджикского двустороннего сотрудничества. Президенты приняли совместное заявление и провели плодотворные переговоры, в ходе которых обсужден широкий спектр актуальных вопросов кыргызско-таджикского сотрудничества. Особое внимание было уделено вопросам, связанных с делимитацией государственной границы. Считаю, что данная встреча имеет исторически важное значение, которая придала новый импульс активизации кыргызско-таджикских переговоров по вопросам границ.

Выражаю уверенность, что регулярный политический диалог на высоком уровне откроет новые горизонты для дальнейшего развития многоплановых отношений между нашими братскими странами и будет способствовать их выводу на новые рубежи взаимовыгодного сотрудничества.

В заключение хотел бы отметить, что у наших стран есть огромный потенциал развития и нашей ключевой задачей является наращивание двусторонних связей и всестороннее использование имеющихся возможностей. Наши народы связывают многовековые узы дружбы и соседства, общность истории и культуры, близость традиций и обычаев, что всегда служило и служит надежной основой для последовательного укрепления и расширения нашего сотрудничества.

Отрадно отметить, что за годы независимости под руководством уважаемого Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Таджикистан достиг значимых успехов на пути государственного строительства и социально- экономического развития страны. В связи с предстоящим празднованием 30-й годовщины Государственной независимости Республики Таджикистан позвольте пожелать дружественному народу Республики Таджикистан дальнейшего развития и процветания!

 

Чрезвычайный и Полномочный

Посол Кыргызской Республики

в Республике Таджикистан, депутат «Легендарного парламента»

Жаныш Рустенбеков

Бөлүшүү

Facebook LinkedIn Twitter VK OK