К 75-летию МИД КР: Краткая история создания Министерства иностранных дел Кыргызской Республики и о некоторых аспектах кыргызско-таджикских отношений

108

К 75-летию МИД КР: Краткая история создания Министерства иностранных дел Кыргызской Республики и о некоторых аспектах кыргызско-таджикских отношений

В 2019г. исполнилось 75 лет образованию Министерства иностранных дел Кыргызской Республики. В этой связи хотел бы кратко поделиться с информацией о становлении кыргызской дипломатии и внешней политики нашей страны.

1 февраля 1944 года Верховный Совет СССР принял закон "О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного Комиссариата Иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат". В соответствии с этим Законом Верховный Совет Киргизской ССР 17 марта 1944 года принял Закон об образовании Союзно-республиканского Народного Комиссариата Иностранных Дел Киргизской ССР. Таким образом, 17 марта 1944 года надо считать днем становления Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

История Министерства иностранных дел КР неразрывно связана с именем Казы Дикамбаева, который Указом Верховного Совета Киргизской ССР от 31 июля 1944 года был назначен первым Народным Комиссаром Иностранных дел Киргизской ССР. Под его руководством (1944-1949 гг.) принимались первые решения, первые документы, заложившие основу кыргызской дипломатии. В данный период основное внимание Народного Комиссариата иностранных дел Киргизской ССР было сосредоточено на подготовке кадров, консульской и организационно-протокольной работе.

В дальнейшем внешнеполитическое ведомство КР возглавляли следующие министры, которые внесли свой вклад в развитие деятельности МИД КР - Ш.Таянов (1949-1953 гг.), К.Кондучалова (1953-1963 гг.) С.Бегматова (1963-1980 гг.), Дж.Ташибекова (1980-1986 гг.), Р.Отунбаева (1986-1989 гг., 1994-1997 гг., 2005г.), Ж.Туменбаева (1989-1991 гг.), М.Иманалиев (1991-1992 гг., 1997-2002 гг.), Э.Карабаев (1992-1994 гг., 2007-2009 гг.), А.Айтматов (2002-2005 гг.), А.Джекшенкулов (2005-2007 гг.), К.Сарбаев (2009-2010 гг.), Р.Казакбаев (2010-2012 гг.), Э.Абдылдаев (2012-2018 гг.), Ч.Айдарбеков (2018 г.- по настоящее время).

Во многом благодаря их профессионализму и настойчивости существенно изменился статус МИДа, повысилась его роль как самостоятельного учреждения. К работе в МИД начали привлекаться профессиональные дипломаты, владеющие иностранными языками – это положительно сказалось на эффективности и качестве работы аппарата МИД КР. В настоящее время МИД КР является весьма важным и необходимым институтом власти по защите и продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Кыргызской Республики. Достойно отстаивая национальные интересы, повышая авторитет государства на международной арене и обеспечивая международную поддержку.

24 октября ежегодно празднуется День дипломатического работника Кыргызской Республики. Этот праздник был установлен в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 689 от 21 октября 1998 года. Такой праздник как День дипломатического работника Кыргызстана призван подчеркнуть важную роль сотрудников дипломатических служб в реализации внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны. На плечах дипломатических работников Кыргызстана лежит большая ответственность за достойное представление национальных интересов страны на международной арене. Мероприятия, приуроченные ко Дню дипломатического работника Кыргызстана, обычно включают проведение церемоний поздравления сотрудников дипломатических служб непосредственно на местах, а также проведение церемоний награждения наиболее отличившихся работников.

Хочу особо подчеркнуть, что событие 31 августа 1991 года, когда Верховным Советом Республики Кыргызстан принята «Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан», заложило основы внешнеполитического курса Кыргызстана, поскольку Декларация явилась первым законодательным документом в области внешней политики, провозгласившим приверженность Кыргызстана общепризнанным принципам международного права.

Независимость Кыргызстана в конце декабря 1991 года в числе первых признали три государства (в н.в. более 135 стран), одновременно установившие дипломатические отношения с ним: 24 декабря - Турецкая Республика, 26 декабря - Австралия и 27 декабря - Соединенные Штаты Америки. В следующем, 1992 году дипломатические отношения с Кыргызстаном установили 59 государств мира (в н.в. более 100 стран). Особенно важным для становления молодого государства оказалось то, что среди них оказались все страны - члены Европейского Союза и Швейцария, а также Россия, Китай, Япония, Индия, Иран и Южная Корея.

Важнейшим направлением развития международного сотрудничества Кыргызской Республики в первые годы независимости явилась деятельность в рамках СНГ. Кыргызстан, как и другие страны Центральной Азии, в январе 1992 года был принят в члены ОБСЕ. 8 июля 1992 года Кыргызстан присоединился к основополагающим документам ОБСЕ. 3 июня 1994 года республикой подписана Парижская Хартия Европейской безопасности.

Особую роль в успешном становлении внешней политики Кыргызстана в первой половине 90-х годов сыграло сотрудничество с Европейским Союзом. Начало сотрудничества между Кыргызстаном и ЕС относится к апрелю 1992 года, первоначально основываясь на Меморандуме о взаимопонимании между Правительством КР и Европейской Комиссией от 3 апреля 1992 года.

Принципиальное значение для Кыргызской Республики имело обеспечение региональной безопасности путем включения в такие структуры безопасности как Договор о коллективной безопасности (1992 год) и «шанхайская пятерка» (1996 год).

2 марта 1992 года на 46-й сессии ГА ООН Кыргызстан был единогласно принят в эту авторитетную организацию. За годы, прошедшие с момента вступления в ООН, Кыргызстан выдвинул ряд внешнеполитических инициатив. Среди них празднование 1000-летия эпоса "Манас", 2200-летия кыргызской государственности и введение Международного дня гор в 2002 г. Кыргызская Республика поднимала вопросы развития горных регионов, предотвращения радиационной опасности в Центральной Азии со стороны международного сообщества. По инициативе Кыргызстана с 2009 года отмечается Всемирный день социальной справедливости. Кыргызстан обращался в ООН по проблемам терроризма, наркотрафика, безопасности, гидроэнергетики, урановых хвостохранилищ, экологии и по социально-экономическим вопросам.

Кыргызская Республика в качестве суверенного государства принимал активное участие в миротворческих акциях.

Первый вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе удалось остановить в 1994г. благодаря усилиям, в том числе Кыргызстана, после подписания в г.Бишкек Договора о прекращении огня, больше известного, как Бишкекский протокол.

С 1993 года по решению Совета глав государств-участников СНГ "О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном" кыргызские миротворческие силы охраняли участок таджикско-афганской границы. Вплоть до 1999 года через это соединение прошло более 4 тысяч кыргызстанцев.

Кыргызстан неоднократно предлагал использовать г.Бишкек в качестве площадки для мирных переговоров по Афганистану.

Хочу напомнить об одном значимом историческом факте и роли кыргызской дипломатии в той ситуации. В 1992 году в Таджикистане началась гражданская война, погибло много людей, а тысячи таджиков стали беженцами.

Во время данного конфликта в городах Москва, Тегеран, Алматы, Ашхабад и др. проводились переговоры международного уровня для разрешения проблемы между таджикским правительством и оппозицией страны. Большинство из них не принесли результата.

В 1996 году Кыргызстан выступил гарантом установления мира в Таджикистане, в частности усилиями кыргызской дипломатии, в Бишкеке при участии нескольких стран и представителей международных организаций было подписано соглашение о перемирии. Несмотря на экономические трудности в стране, Кыргызстан принял около 60 тысяч таджиков-беженцев, которые после стабилизации ситуации в Таджикистане, вернулись на родину.

Хочу отметить, что руководством Кыргызской Республики особое внимание уделялось развитию двустороннего сотрудничества между Кыргызской Республикой странами Центральноазиатского региона.

В данном контексте я хотел бы высказать свое мнение о кыргызско-таджикских отношениях. К международным связям кыргызы бережно относились еще в прошлые века. Кыргызы особенно стремились развивать дружественные и родственные отношения с этнически близкими народами.

Именно в эпосе «Манас» впервые запечатлены истоки зарождения родственных связей кыргызского и таджикского народов. В эпосе «Манас» подробно разработано несколько отдельных сюжетов, из которых наиболее крупным является сватовство и женитьба Манаса на таджичке Санирабийга (после замужества Санирабийгу нарекли новым именем-символом – «Каныкей», что означает «супруга хана», «нареченная хана») – воплощение лучших женских добродетелей.

Таким образом, дружба наших народов уходит корнями в историю и уже много веков, наши народы связывает общая историческая судьба, которая сроднила нас. Думая об истории взаимоотношений наших народов, я с глубоким удовлетворением отмечаю близость культурных и духовных ценностей, общность судеб, предопределивших общее будущее кыргызов и таджиков в нашем многообразном и прекрасном регионе.

Наши страны занимают совпадающие или близкие позиции по ключевым региональным и международным проблемам. Кыргызстан и Таджикистан активно сотрудничают и поддерживают друг друга в многосторонних региональных и международных организациях. Оба государства играют важную роль в деятельности СНГ, ОДКБ и Шанхайской Организации Сотрудничества, обеспечении мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе.

Сформирована солидная договорно-правовая база двусторонних отношений, которая охватывает широкий спектр нашего сотрудничества. Наши страны регулярно проводят политический диалог. Политические контакты поддерживаются на уровне Глав государств, премьер-министров, министров иностранных дел, руководителей министерств и ведомств.

Двусторонние торгово-экономические отношения между нашими странами развиваются с учетом взаимного стремления двух экономик, понимания схожести ресурсных, природных, водно-энергетических, транспортно-коммуникационных, а также транзитных возможностей двух стран.

В настоящее время Стороны активно работают над разрешением сложных вопросов, касающихся делимитации и демаркации кыргызско-таджикской государственной границы. Считаю крайне важным всевозможными способами ускорить решение вопроса делимитации границ, от которого зависит не только безопасность Кыргызстана и Таджикистана, но и всего региона в целом.

Хочу отметить, что в июле т.г. главы государств впервые посетили район кыргызско-таджикской границы. Затем состоялись рабочие визиты Президента КР С.Жээнбекова в город Исфара и Президента Э.Рахмона в город Чолпон-Ата. Наши Президенты провели плодотворные переговоры, в ходе которых обсужден широкий спектр актуальных вопросов кыргызско-таджикского сотрудничества. Особое внимание было уделено вопросам, связанных с делимитацией государственной границы. Считаю, что данная встреча имеет исторически важное значение, которая придала новый импульс активизации кыргызско-таджикских переговоров по вопросам границ.

Выражаю уверенность, что регулярный политический диалог на высоком уровне откроет новые горизонты для дальнейшего развития многоплановых отношений между нашими братскими странами и будет способствовать их выводу на новые рубежи взаимовыгодного сотрудничества.

В заключение хотел бы отметить, что у наших стран есть огромный потенциал развития и нашей ключевой задачей является наращивание двусторонних связей и всестороннее использование имеющихся возможностей. Поэтому вопросы расширения взаимодействия во всех сферах сотрудничества становятся предметом постоянного и подробного обсуждения на кыргызско-таджикских переговорах.

 

Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Республике Таджикистан Ж.Рустенбеков

Поделиться

Facebook LinkedIn Twitter VK OK