Кодекс этики сотрудников дипломатической службы и загранучреждений Кыргызской Республики

Кодекс этики

сотрудников дипломатической службы и загранучреждений

Кыргызской Республики

 

I. Общие положения

1.1. Кодекс этики сотрудников дипломатической службы и загранучреждений Кыргызской Республики (далее-Кодекс этики) разработан в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», Законом Кыргызской Республики «О дипломатической службе КР», Указом Президента Кыргызской Республики «Об этике государственных служащих Кыргызской Республики» от 9 января 2001 года УП № 11, Кодексом этики государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Совета по государственной гражданской службе и муниципальной службе от 19 августа 2016 года № 43.

1.2. Кодекс этики устанавливает нормы поведения сотрудников Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, его постоянного представительства и загранучреждений (далее - сотрудники) и меры воздействия за нарушения ими этических норм.

1.3. Действие Кодекса этики также распространяется на сотрудников административно-технических подразделений Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, административно-технических работников загранучреждений Кыргызской Республики и представительства МИД КР.

1.4. Кодекс этики является локальным правовым актом Министерства иностранных дел Кыргызской Республики и обязательным для соблюдения его положений всеми сотрудниками.

II. Понятие, цели и принципы этики сотрудников

2.1. Этика сотрудников – совокупность норм и правил поведения, отражающих требования общества к моральному, культурному и профессиональному облику сотрудников.

2.2. Кодекс этики устанавливает этические нормы для сотрудников в целях:

- формирования в сознании сотрудников высоконравственных принципов служения обществу и государству;

- укрепления доверия граждан к сотрудникам;

- повышения авторитета власти как основы укрепления государственности Кыргызской Республики.

2.3. Сотрудники должны соблюдать следующие основные принципы этики:

- честность и беспристрастность;

- скромность и сдержанность в поведении;

- добросовестность, ответственность, профессионализм при исполнении служебных обязанностей;

- непримиримость к фактам нарушения норм этики.

Кроме того, сотруднику необходимо:

- при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях сотрудник обязан в общении с руководством, коллегами, подчиненными и гражданами соблюдать общепринятые правила поведения, вести себя с достоинством;

- быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремиться глубоко разобраться в существе вопроса, уметь выслушать собеседника и понять его позицию, а также взвешивать и аргументировать принимаемые решения;

- не оставлять без внимания факты нарушения норм этики со стороны других сотрудников;

- не принуждать своего подчиненного принимать неправомерные решения или совершать незаконные действия;

- не обсуждать с гражданами и другими лицами действия своего руководителя, коллег или подчиненного, а также свои собственные действия на государственной службе.

2.4. Соблюдение этики является должностной обязанностью каждого сотрудника, закрепляется в его функциональных обязанностях и учитывается при продвижении на службе и формировании резерва кадров.

2.5. Ограничения, связанные с этикой сотрудников.

Сотрудник не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;

- заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения в любой форме;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество и служебную информацию;

- совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

- использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих, юридических лиц и граждан при решении вопросов личного характера;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде подарков, денег и услуг за осуществление действия или бездействия, связанных с исполнением служебных полномочий;

- участвовать в забастовках, манифестациях и иными действиями препятствовать функционированию государственных органов и выполнению государственными служащими должностных полномочий;

- участвовать в деятельности политических партий и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью;

- находиться на государственной должности в государственных органах, в которых его служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью с лицами, имеющими с ним близкие родственные отношения (родители, супруг/супруга, родные братья и сестры, дети);

- приходить на работу в нетрезвом виде, состоянии наркотического опьянения или употреблять на рабочем месте спиртные напитки, наркотические вещества. Запрещается курение на рабочем месте, а также нарушать правила пожарной и санитарной безопасности;

- использовать служебную информацию и служебное положение в личных интересах; давать не согласованные и не уполномоченные обязательства и обещания. Сотрудник после прекращения государственной службы в течение года не может обращаться в интересах третьих лиц по месту своей прежней работы по вопросам, которые входили в его компетенцию;

- и иные ограничения, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

2.6. Права сотрудников:

- сотрудник имеет права, предусмотренные Законом КР «О дипломатической службе КР», Законом КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», в том числе на денежное содержание, оплату учебы несовершеннолетних детей и оплату за пользования временным жилым помещением в ДЗК.

Сотрудники имеют также и иные установленные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики права.

Министр иностранных дел Кыргызской Республики, статс-секретарь, заместители министра и руководители структурных подразделений министерства, подведомственного органа и загранучреждений обязаны обеспечивать реализацию прав сотрудников, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Сотрудник в период пребывания в ДЗК пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными нормами международного права.

III.Профессиональные обязанности

3.1. Сотрудник при исполнении своих служебных обязанностей обязан:

- соблюдать Конституцию, нормативные правовые акты Кыргызской Республики, международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и локальные правовые акты Министерства иностранных дел Кыргызской Республики;

- уважать законы, правила, традиции и обычаи страны пребывания во время пребывания в иностранном государстве;

- на высокопрофессиональном уровне выполнять возложенные обязанности, повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень;

- не распространять служебную информацию, представляющую государственную тайну и имеющую специальный гриф;

- не допускать конфликта интересов в своей деятельности;

- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, в том числе в средствах массовой информации, дипломатических представительств иностранных государств, иностранных государств и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности сотрудника;

-представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством;

- сообщать в соответствующие государственные органы о ставших ему известными фактах нарушения законодательства Кыргызской Республики, не целевого использования государственных средств;

- соблюдать общепринятые морально-этические нормы, уважительно относиться к обычаям и традициям народов;

- иметь уровень профессиональной квалификации, необходимый для исполнения своих должностных обязанностей;

- не допускать нарушений прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;

- не допускать незаконного влияния или воздействия со стороны кого-либо, в том числе иных должностных лиц, независимо от занимаемой ими должности и положения, в свою служебную деятельность;

- бережно относиться и использовать служебное имущество;

- соблюдать настоящий Кодекс этики и Кодекс этики государственного гражданского служащего и муниципального служащего, утвержденный постановлением Совета по государственной гражданской службе и муниципальной службе от 19.08.2016 года №43;

- достойно представлять Кыргызскую Республику в государстве пребывания, соблюдать законы, правила, традиции и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, не вступать в какой-либо конфликт с гражданами страны пребывания и иностранными гражданами, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи.

3.2. Сотрудник во внеслужебное время обязан придерживаться норм и правил, установленных в настоящем Кодексе.

Сотрудник может иметь иные обязанности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3.2. Поведение сотрудника при конфликте интересов

3.2.1. Ситуация, при которой сотрудник имеет личный интерес в результате своей деятельности на государственной службе, но которая противоречит интересам государственного органа, отдельного гражданина или общества в целом, признается конфликтом интересов.

3.2.2. В случае возникновения конфликта интересов либо возможности возникновения такого конфликта сотрудник обязан проинформировать об этом руководителя. При наступлении конфликта интересов руководитель принимает меры, установленные законодательством, с целью недопущения использования сотрудником преимуществ должностных полномочий в личных целях.

3.3. Предотвращение сотрудником коррупционных проявлений

3.3.1. Сотрудник обязан способствовать недопущению коррупции на службе.

3.3.2. В случаях, когда сотруднику становятся известны факты коррупционного проявления со стороны других сотрудников, он обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме руководителю, а также уполномоченным по противодействию в указанной сфере правоохранительным органам. Руководитель органа обязан обеспечить защиту сотрудника, сообщившего о фактах проявления коррупции, вплоть до обращения в правоохранительные органы.

3.3.3. В случае, если сотрудник обращается по личным вопросам в органы государственного управления или местного самоуправления, он не должен представляться как сотрудник дипломатической службы и загранучреждения КР, а ограничиться только предметом обращения.

3.4. Получение подарков

3.4.1. Сотрудник не вправе использовать служебное положение для получения подарков (деньги, товары, услуги и т.д.) от заинтересованных лиц и должен избегать ситуаций, которые ставят под сомнение авторитет государственной службы.

3.4.2. Запрещается предлагать или обещать какую-либо помощь за подарок, вознаграждение или какую-либо другую личную выгоду третьему лицу в виде действия (бездействия) или отсрочки выполнения служебных обязанностей.

3.4.3. Допускается получение подарков со стороны коллег по службе ко дню рождения, семейным торжествам и т.п. Общая стоимость таких подарков в течении года не должна превышать размер месячного оклада служащего (за исключением сотрудников загранучреждений КР).

Порядок и годовая стоимость полученных подарков сотрудников загранучреждений должна устанавливаться самим загранучреждением КР.

3.4.4. Подарки, полученные сотрудником во время служебных командировок, в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями, передаются по акту в собственность соответствующего органа дипломатической службы. Сотрудником допускается выкупать подарки в соответствии с Положением о порядке передачи подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями лицами, замещающими государственные и муниципальные должности Кыргызской Республики, и правилах их выкупа, утвержденным постановлением Правительства КР 14 декабря 2016 года № 674.

3.4.5. Указанные ограничения не распространяются на официальные награды (призы, дипломы, грамоты и т.д.).

3.5. Организация работы и взаимоотношения на службе

3.5.1. При взаимодействии с коллегами сотрудник должен быть примером справедливости, доброжелательности, содействовать формированию благоприятного морального климата, оказывать взаимную помощь.

3.5.2. Сотрудник должен с уважением относиться к коллегам, не критиковать их публично, не вправе открыто подвергать сомнению решения руководителя. В случае несогласия с решением руководителя, сотрудник вправе обратиться к нему с письменным изложением своей позиции.

3.5.3. В случае выявления фактов нарушения норм этики коллегами по службе, сотрудник вправе доложить о таких фактах руководителю.

3.5.4. Сотрудники должны соблюдать субординацию, придерживаться рамок служебных отношений, оказывать уважение и воздерживаться от оскорбительных слов в отношении с коллегами.

3.5.5. В служебном поведении служащий должен исходить из конституционных положений о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью, и воздерживаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, этнической принадлежности, языка, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

3.5.6. В коллективе руководитель должен проявлять уважительное отношение к подчиненным, быть примером для подражания, морально поддерживать и уметь организовать их работу, создавать условия для профессионального развития и ценить время подчиненных.

3.5.7. Руководитель должен проявлять внимательность к нуждам своих подчиненных, отзываться на их просьбы, поддерживать деловую обстановку в коллективе.

В служебном поведении сотрудник воздерживается от:

- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

-грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

- курения в служебных совещаний, во время бесед, иного служебного общения с гражданами.

3.6. Отношения с гражданами

3.6.1. При выполнении служебных обязанностей сотрудник должен быть объективным и свободным от влияния руководителя и других физических и юридических лиц.

3.6.2. В отношениях с гражданами сотрудник обязан:

- быть корректным и вежливым;

- показывать свою дисциплинированность и организованность;

- не допускать волокиты, бережно относиться к их личному времени;

- не преследовать интересы одной из сторон получателей услуг;

- поддерживать авторитет органов государственного управления и местного самоуправления.

3.6.3. В служебных отношениях подчиненные и младшие по должности первыми здороваются с руководителями и старшими по должности, а при равном положении сотрудник первым здоровается тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

3.6.4. При представлении сотрудников друг другу, первым представляют сотрудника, занимающего более высокую должность.

3.6.5. При проведении служебной беседы сотрудник должен стремиться к рациональности, ясности и точности.

3.6.6. В целях экономии рабочего времени и бюджетных средств, сотрудник при исполнении обязанностей должен стремиться к преимущественному использованию современных средств информационных технологий.

IV. Порядок рассмотрения нарушений Кодекса этики

4.1. Комиссия по этике

4.1.1. Комиссия по этике создается из числа сотрудников дипломатической службы. Комиссия осуществляет постоянный контроль за соблюдением законодательства о дипломатической службе и о государственной службе и этики служащих. В отношении руководителей Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, а также руководителей загранучреждений Кыргызской Республики вышеуказанный контроль осуществляется Комиссией по вопросам этики при Президенте Кыргызской Республики

4.1.2. Члены Комиссии по этике избираются Министром из числа сотрудников центрального аппарата МИД.

Председатель избирается членами Комиссии по этике. Министр иностранных дел, а также его заместители могут участвовать в составе Комиссии по должности, но не могут быть избраны председателем данной Комиссии.

Председатель Комиссии по этике не может быть уволен с занимаемой государственной должности, в связи с его деятельностью в данной Комиссии без соответствующего согласия Комиссии по этике, за исключением увольнения по собственному желанию, по решению суда, в связи с переходом на другую работу или реорганизацией, в связи с избранием на выборные должности.

Председатель Комиссии по этике одновременно является ответственным лицом Министерства иностранных дел Кыргызской Республики по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и этике сотрудников дипломатической службы загранучреждений.

Председатель Комиссии по этике является членом аттестационно-конкурсной комиссии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, формируемой Министром.

Комиссия по этике осуществляет свою деятельность на принципах гласности, коллегиальности и добросовестности.

Количество членов комиссии по этике должно составлять нечетное число, но не менее 3-х человек.

Заседания комиссии по этике проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Порядок работы комиссии по этике и апелляционной комиссии определяется Регламентом, утверждаемым Министром.

Заседание Комиссии по этике считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. При равенстве голосов членов комиссии по этике решающим является мнение ее Председателя.

Статс-секретарь МИД КР является ответственным за обеспечение деятельности Комиссии по этике, но не вправе вмешиваться в деятельность Комиссии по этике и не может входить в ее состав.

4.1.3. Комиссия по этике вправе:

- требовать от сотрудника, в отношении которого проводится служебное расследование, представления письменного объяснения об обстоятельствах совершенного им дисциплинарного проступка;

- осуществлять действия, направленные на объективное, полное и всестороннее расследование обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка;

- давать предложения и рекомендации Министру иностранных дел Кыргызской Республики по вопросам этики и о принятии соответствующих мер к сотрудникам;

- разрабатывать Кодекс этики и представлять его на утверждение Министра иностранных дел Кыргызской Республики;

- осуществлять контроль за соблюдением сотрудниками законодательства о дипломатической службе и о государственной службе и профессиональной этике;

- проводить служебные проверки деятельности сотрудников по вопросам соблюдения законодательства о дипломатической службе и о государственной службе;

- запрашивать и получать от государственных органов и организаций информацию, необходимую для реализации своих функций;

- вносить предложения структурным подразделениям Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, его подведомственным учреждениям и загранучреждениям Кыргызской Республики, а также отдельным должностным лицам об отмене или изменении решений, принятых с нарушением законодательства.

4.1.4. Комиссия по этике осуществляет следующую деятельность:

- устанавливает факты нарушения норм этики сотрудников и проводит служебные расследования;

- проводит обучение коллектива по вопросам этического поведения;

- дает рекомендации по снижению коррупционных рисков и устранению конфликта интересов;

- проводит профилактические беседы с сотрудниками по вопросам этики;

- рассматривает иные вопросы в соответствии с законодательством.

4.1.5. В случае установления нарушения норм этики, Комиссия по этике принимает следующие решения:

- морально порицает сотрудника;

- выносит письменное предупреждение об обязательности соблюдения норм этики;

- вносит руководителю рекомендации о применении мер дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника.

4.1.6. Наличие Комиссии по этике не должно позволять руководителям структурных подразделений Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, его подведомственных учреждений и загранучреждениям самоустраняться от ответственности за обеспечение этического поведения во вверенном подразделении или учреждении. Соблюдение этических требований - это обязанность всех и каждого.

V Ответственность за нарушение норм этики.

5.1. Виды нарушений норм этики

5.1.1.Нарушение этики (проступок) - это несоблюдение сотрудником норм и правил поведения, установленных настоящим Кодексом.

5.1.2. Проступки подразделяются на значительные и серьезные.

5.1.3. Значительным является проступок, который дискредитирует исключительно самого сотрудника.

5.1.4. Серьезным является проступок, который подрывает доверие граждан к органам дипломатической службы.

5.1.5. При квалификации вида проступка Комиссия по этике принимает во внимание повторность его совершения в течение одного года.

5.1.6. При повторном нарушении норм этики сотрудником, его проступок может быть переквалифицирован со значительного на серьезный.

5.1.7. Сотрудник несет дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Под дисциплинарной ответственностью сотрудника понимается применение руководителем Министерства иностранных дел Кыргызской Республики к сотруднику мер дисциплинарного воздействия (взыскания) за грубое нарушение трудовой дисциплины, за противоправное, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (совершение дисциплинарного проступка), несоблюдение этических норм.

5.1.8. Дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, понижения в дипломатическом ранге либо в классном чине, понижения в должности, досрочного отзыва в КР из ДЗК и увольнения налагается Министром иностранных дел Кыргызской Республики на сотрудника за нарушение трудовой дисциплины, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него служебных обязанностей, а также за нарушение требований настоящего Кодекса.

5.1.9. Дисциплинарное взыскание на сотрудника налагается Министром иностранных дел Кыргызской Республики, лишь в случаях установления или подтверждения факта совершения должностного проступка, несоблюдения требований настоящего Кодекса (в том числе за несоблюдение трудовой дисциплины служащих), за противоправное, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (совершение дисциплинарного проступка).

5.1.10. Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно по ходатайству самого сотрудника, непосредственного руководителя сотрудника, профсоюза работников дипломатической службы к праздничным датам, а также по собственной инициативе Министра. О досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается соответствующий приказ.

VI Служебные расследования

6.1. Для установления и подтверждения факта совершения должностного проступка сотрудником может быть при необходимости проведено служебное расследование, назначаемое Министром иностранных дел по собственной инициативе, по представлению Комиссии по этике или по заявлению самого сотрудника.

Служебное расследование также может быть проведено на основании обращений граждан и юридических лиц, служебных записок лиц, замещающих государственные должности, в случаях публикации в средствах массовой информации о совершении сотрудником должностного (дисциплинарного) проступка.

В случае, если служебным расследованием не подтвердится факт совершения должностного (дисциплинарного) проступка, об итогах информируются заявители.

При этом, если заявитель укажет недостоверные или ложные сведения, на основании которых было инициировано служебное расследование, сотрудник, в отношении которого проводилось служебное расследование, имеет право подать на него в судебные органы.

О проведении служебного расследования уведомляется орган профессионального союза Министерства иностранных дел Кыргызской Республики. Представители профсоюзного органа имеют право принять участие на любой стадии служебного расследования.

6.2. Служебное расследование проводится Комиссией по этике в соответствии с Положением о порядке организации и проведения служебного расследования в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства КР от 14 декабря 2016 года № 674.

Служебное расследование должно быть начато не позднее четырнадцати рабочих дней с момента получения информации, которая явилась поводом (основанием) для его проведения, и завершено не позднее чем через тридцать календарных дней со дня принятия решения об его проведении. При этом, по мере необходимости, сроки могут быть продлены Министром по просьбе Комиссии по этике.

Служебное расследование в отношении лиц, занимающих высшие административные должности и специальные государственные должности (Чрезвычайный и Полномочный Посол, Постоянный представитель Кыргызской Республики при международных организациях и Генеральный консул), проводит Государственная кадровая служба Кыргызской Республики.

VII. Обжалование решений Комиссии по этике

7.1. В случае несогласия сотрудника с наложенным на него дисциплинарным взысканием, он вправе обжаловать решение о наложении дисциплинарного взыскания в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

7.2. В случае несогласия с решением Комиссии по этике, сотрудник

вправе письменно обратиться к Министру в течение трех рабочих дней с момента ознакомления с решением или в суд в сроки, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

7.3. Министр на основании письменного заявления служащего создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалобы.

7.4. В состав апелляционной комиссии не могут входить члены комиссии по этике, а также лица, находящиеся в служебной зависимости от служащего, подавшего жалобу.

7.5.Решение апелляционной комиссии является обязательным для комиссии по этике.

7.6.Апелляционная комиссия выносит свое решение в течение 7 рабочих дней.