Кыргыз Республикасынын Тышкы иштер министрлигинин жөнгө салуу

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики
(В редакции постановления Правительства КР от 31 декабря 2013 года N 724)

1. Общие положения

1. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики (далее - Министерство) является органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по реализации государственной политики и управлению в сфере иностранных дел и во внешнеполитической сфере, координации и взаимодействию органов государственной власти Кыргызской Республики при разработке, принятии и реализации внешнеполитических решений в целях проведения единой внешней политики Кыргызской Республики, возглавляющим единую систему органов дипломатической службы.
2. В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики "О дипломатической службе Кыргызской Республики", "О взаимодействии государственных органов в сфере внешней политики Кыргызской Республики" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, международными договорами, вступившими в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением.
3. Министерство, дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской Республики за рубежом, постоянные представительства Кыргызской Республики при международных организациях и визовые пункты Кыргызской Республики (далее - загранучреждения), представительство Министерства и организации, подведомственные Министерству (далее - подведомственные организации), входят в единую систему органов дипломатической службы.
4. Министерство возглавляет и руководит деятельностью системы органов дипломатической службы и обеспечивает координацию и взаимодействие государственных органов в области отношений с иностранными государствами и международными организациями, соблюдение принципа единства внешней политики, осуществляет общий контроль за исполнением международных обязательств Кыргызской Республики, а также выполняет иные задачи и функции, возложенные на него в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
5. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики, со своим наименованием на кыргызском, русском и английском языках.

2. Цели и задачи Министерства

6. Целями деятельности Министерства является эффективная реализация внешнеполитического курса Кыргызской Республики, а также защита суверенитета, территориальной целостности и других национальных интересов Кыргызской Республики в международных отношениях.
7. Основными задачами Министерства являются:
1) проведение внешнеполитического курса Кыргызской Республики на всестороннее развитие ее равноправных отношений с иностранными государствами и эффективное сотрудничество с международными организациями в соответствии с общепризнанными нормами международного права, а также обеспечение дипломатических и консульских сношений Кыргызской Республики с иностранными государствами, а также сотрудничества с международными организациями;
2) содействие в поддержании международного мира, глобальной и региональной безопасности, основанной на принципах равенства и безопасности для всех;
3) защита прав и интересов граждан и юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом, а также участие в реализации миграционной политики Кыргызской Республики;
4) участие в развитии и расширении внешнеэкономических и торговых связей Кыргызской Республики с иностранными государствами, продвижении экспорта и туристических возможностей Кыргызской Республики, привлечении иностранных инвестиций, новых технологий и инноваций в экономику Кыргызской Республики, расширении гуманитарного и технического сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями, а также участие в реализации экономической и социальной политики Кыргызской Республики.

3. Функции Министерства

8. Для решения возложенных задач Министерство осуществляет следующие основные функции:
1) функции отраслевой политики:
- разработка и внесение предложений по концепции и стратегическим направлениям внешней политики Кыргызской Республики Президенту Кыргызской Республики (далее - Президент), Правительству Кыргызской Республики (далее - Правительство) и другим государственным органам в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также внесение оперативных предложений Президенту и Премьер-министру Кыргызской Республики (далее - Премьер-министр) по вопросам внешней политики Кыргызской Республики, относящимся к их компетенции, в том числе в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества;
- представление Кыргызской Республики во взаимоотношениях с иностранными государствами и международными организациями;
- выступление с заявлениями и другими внешнеполитическими инициативами;
- обеспечение участия Кыргызской Республики в деятельности международных организаций, в работе международных конференций, форумов; повышение роли Кыргызской Республики как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;
- организация на территории Кыргызской Республики и за рубежом консульской деятельности, в том числе по защите прав и интересов физических и юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом, граждан Кыргызской Республики - мигрантов, осуществляющих свою трудовую деятельность за границей, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормами международного права;
- содействие развитию и сохранению связей и контактов Кыргызской Республики с кыргызскими диаспорами и соотечественниками, проживающими за рубежом;
- разработка в рамках своей компетенции проектов международных договоров и нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
- заключение по поручению Президента и Правительства международных, межгосударственных и межправительственных договоров с иностранными государствами, международными организациями и другими межгосударственными объединениями;
- внесение в рамках своей компетенции на рассмотрение Президента и Правительства в установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики порядке предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия международных договоров;
- дача разъяснений по вопросам международного публичного права и реализации внешнеполитического курса Кыргызской Республики самостоятельно и в связи с запросами государственных органов, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш), органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;
- участие в рамках своей компетенции в разработке и реализации политики и мероприятий Правительства в таких сферах, как национальная безопасность, оборона, использование природных и водно-энергетических ресурсов, охрана окружающей среды, внешнеэкономические и торговые, научно-технические, культурно-гуманитарные, миграционные, культурные и иные связи с иностранными государствами и международными организациями;
- оказание содействия в реализации государственной миграционной политики Кыргызской Республики, в том числе путем участия в рамках своей компетенции в разработке и реализации соответствующими государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции и организации миграционного контроля;
- обеспечение деятельности межгосударственных советов и участие в рамках своей компетенции в работе межправительственных советов;
- принятие участия и внесение предложений при формировании республиканского бюджета по вопросам обеспечения внешнеполитической деятельности;
- проведение с привлечением представителей соответствующих министерств и иных органов исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений отдельных исследований по вопросам, связанным с внешней политикой;
- разработка рекомендаций в пределах своей компетенции и внесение в установленном порядке предложений об установлении дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, а также о членстве Кыргызской Республики в международных организациях;
- внесение в установленном порядке предложений Президенту об открытии загранучреждений Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представительств Кыргызской Республики, а также дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Кыргызской Республике;
- организация в соответствии с внешнеполитическим курсом Кыргызской Республики сношений с иностранными государствами, а также сотрудничества с международными организациями;
- внесение в Правительство предложений по установлению порядка сношений должностных лиц и учреждений Кыргызской Республики с должностными лицами и учреждениями иностранных государств, если он не определен нормативными правовыми актами и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;
- согласование проектов внешнеполитических инициатив, проектов решений Президента, Правительства и нормативных правовых актов, разработанных государственными органами, по вопросам, затрагивающим внешнюю политику Кыргызской Республики;
- проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики на соответствие нормам международного права;
- издание в пределах своей компетенции приказов по вопросам внешних сношений;
- принятие решений по организации выполнения задач, возложенных настоящим Положением на Министерство, а также поручений Президента, Жогорку Кенеша, Правительства и осуществление контроля за их выполнением в пределах своей компетенции;
- содействие осуществлению межпарламентских и других внешних связей Жогорку Кенеша;
- разработка позиции Кыргызской Республики по внешнеполитическим вопросам в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями;
- внесение предложений в соответствующие государственные органы по принятию законодательных и других мер по оказанию содействия правоохранительным органам с целью более эффективного преследования деяний, связанных с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике, с широким освещением в средствах массовой информации;
- участие в принятии решений по ходатайствам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также членов их семей о предоставлении им статуса иммигранта в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- участие в рассмотрении ходатайств об организации добровольного переселения, защите прав переселенцев и предоставлении статуса добровольного переселенца;
2) функции содействия внешнеэкономической деятельности:
- участие в работе межправительственных советов и комиссий по вопросам торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, международных экономических организаций и их рабочих органов в рамках своей компетенции;
- содействие реализации задач внешнеэкономической деятельности Кыргызской Республики, в том числе в установлении и развитии экономического сотрудничества с иностранными государствами и международными экономическими организациями, подготовке и проведении международных форумов, выставок и иных мероприятий в республике и за рубежом, осуществлении связей с соответствующими административно-территориальными единицами иностранных государств и их местными органами, развитии тесных связей между городами-побратимами;
- участие в развитии и расширении внешнеэкономических и торговых связей Кыргызской Республики с иностранными государствами, продвижении экспорта и туристических возможностей Кыргызской Республики, привлечении иностранных инвестиций, новых технологий и инноваций в экономику Кыргызской Республики, расширении гуманитарного и технического сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями;
3) вспомогательные функции:
- осуществление функций депозитария международных договоров Кыргызской Республики, а также обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации и учета международных договоров Кыргызской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
- оказание содействия в обеспечении дипломатического протокола совместно со службами протокола Аппарата Президента, Аппарата Жогорку Кенеша и Аппарата Правительства при осуществлении визитов в иностранные государства Президента, Торага Жогорку Кенеша, Премьер-министра и руководителя уполномоченного органа, а также при визитах делегаций иностранных государств и международных организаций в Кыргызскую Республику на высоком и высшем уровнях, в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и нормами международного права;
- обеспечение дипломатической поддержки в сношениях государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики и их должностных лиц с государственными органами и должностными лицами иностранных государств или должностными лицами международных организаций;
- осуществление подбора, подготовки, переподготовки кадров дипломатической службы, в том числе через подведомственную организацию Министерства (Дипломатическая академия Министерства), комплектование ими органов и резерва кадров дипломатической службы Кыргызской Республики, подготовка предложений по кадровым вопросам, касающимся руководящих работников загранучреждений, назначение и освобождение которых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики относится к компетенции Президента и Правительства;
- информирование государственных органов Кыргызской Республики, средств массовой информации о международном положении и внешней политике Кыргызской Республики;
- оказание содействия в создании необходимых условий для работы в Кыргызской Республике дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также международных организаций и их представительств, осуществляющих свою деятельность в Кыргызской Республике, в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и нормами международного права;
- организация единой системы делопроизводства в системе Министерства, обеспечение защиты сведений, составляющих государственные секреты, ведение секретного делопроизводства, соблюдение режима секретности и служебной тайны, организация работы по приему и дальнейшему препровождению дипломатической почты и дипломатического груза, прибывающего в Кыргызскую Республику по дипломатическим каналам, а также комплектование, оформление и отправка дипломатической почты и дипломатического груза по дипломатическим каналам, следующего из Кыргызской Республики;
- организация работы по направлению сотрудников дипломатической службы и государственных служащих для участия в миссиях и других мероприятиях, проводимых международными организациями;
- организация работы по назначению в установленном порядке представителей Кыргызской Республики на квотные должности в международных организациях;
4) функции координации и мониторинга результатов деятельности:
- осуществление руководства и определение направлений деятельности загранучреждений Кыргызской Республики;
- осуществление координации и взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в вопросах международной деятельности в целях обеспечения единства внешней политики и выполнения международных обязательств Кыргызской Республики в полном объеме;
- осуществление координации и контроля деятельности представительств государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики в иностранных государствах и международных организациях;
- осуществление контроля за соблюдением в Кыргызской Республике привилегий и иммунитетов, предоставленных Кыргызской Республикой в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики;
- координация работы, связанной с участием представителей государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики в международных мероприятиях;
- дача согласия на распространение государственными органами и органами местного самоуправления Кыргызской Республики в иностранных государствах и международных организациях информации о внешней и внутренней политике Кыргызской Республики, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;
- руководство и координация деятельности подведомственных организаций и предприятий, обеспечивающих деятельность органов дипломатической службы Кыргызской Республики и/или осуществляющих сервисное обслуживание дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, международных организаций и их представительств, осуществляющих свою деятельность в Кыргызской Республике;
- участие в работе по регистрации (перерегистрации) автотранспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, международных организаций и их представительств, осуществляющих свою деятельность в Кыргызской Республике, а также автотранспортных средств их сотрудников, аккредитованных в Кыргызской Республике;
- обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти, а также органов местного самоуправления Кыргызской Республики в целях соблюдения ими и их должностными лицами принципа единства внешней политики в международной деятельности и выполнения международных обязательств Кыргызской Республики;
- руководство и координация деятельности института почетных консулов Кыргызской Республики в иностранных государствах;
5) функции регулирования:
- аккредитация корреспондентов средств массовой информации иностранных государств в Кыргызской Республике в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
- аккредитация сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также международных организаций и их представительств, осуществляющих свою деятельность в Кыргызской Республике, в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

4. Права Министерства

9. Для выполнения возложенных на него задач и функций Министерство имеет право:
1) в пределах своих полномочий вести переговоры от имени Кыргызской Республики с иностранными государствами и международными организациями;
2) заключать международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, без дополнительного согласования с заинтересованными государственными органами Кыргызской Республики;
3) в рамках своей компетенции вести переговоры и заключать соглашения с юридическими и физическими лицами Кыргызской Республики;
4) принимать решения по приему на работу и увольнению младшего обслуживающего и технического персонала в пределах установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики численности;
5) привлекать в установленном порядке специалистов и представителей государственных органов, научных учреждений, органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Кыргызской Республики к разработке проектов международных договоров и запрашивать в пределах своей компетенции информацию от государственных учреждений, органов местного самоуправления, предприятий и организаций по вопросам, вытекающим из настоящего Положения;
6) открывать представительства Министерства в административно-территориальных единицах Кыргызской Республики для осуществления возложенных функций и задач в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
7) учреждать ведомственные награды, почетные звания и нагрудные знаки для поощрения сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики, а также иных лиц за большой вклад в развитие дипломатической службы и укрепление международного сотрудничества; утверждать положения о ведомственных наградах, почетных званиях и нагрудных знаках, их описание;
8) использовать в установленном нормативными правовыми актами порядке специальные средства, образованные от оказания органами дипломатической службы государственных платных услуг и внебюджетные средства (гранты) на укрепление и развитие материально-технической базы Министерства, социальные нужды, материальное стимулирование его работников, привлечение экспертов и иные цели, связанные с деятельностью Министерства, а также в соответствии с коллективным договором между Министерством и профсоюзным комитетом Министерства.

5. Организация работы Министерства

10. Министерство возглавляет министр иностранных дел Кыргызской Республики (далее - министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
11. В Министерстве предусматриваются должности статс-секретаря, заместителей министра, один из которых является первым.
Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром по представлению министра и организуют деятельность Министерства в пределах возложенных на них обязанностей.
Статс-секретарь назначается на должность и освобождается от должности в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики "О государственной службе". Функции и полномочия статс-секретаря определяются соответствующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. По согласованию с уполномоченным органом по делам государственной службы на статс-секретаря может быть возложено осуществление иных функций и полномочий, отнесенных к компетенции Министерства.
12. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им функций, определяет функциональные обязанности заместителей министра, сотрудников структурных подразделений Министерства.
13. Министр:
1) по поручению Президента и Правительства представляет Кыргызскую Республику на двусторонних и многосторонних переговорах, подписывает международные договоры Кыргызской Республики, без специальных полномочий;
2) руководит работой Министерства, деятельностью его подведомственных организаций и загранучреждений, утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, устанавливает обязанности должностных лиц Министерства для решения организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;
3) вносит предложение Президенту по кандидатурам, назначаемым на должности:
- Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики и Постоянного представителя Кыргызской Республики по согласованию с Премьер-министром;
- Генерального консула Кыргызской Республики;
4) вносит предложения Премьер-министру:
- о назначении на должность и освобождении от должности руководителей подведомственных подразделений Министерства, назначение и освобождение которых отнесено к компетенции Премьер-министра в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
- о назначении иных должностных лиц, уполномоченных представлять Кыргызскую Республику или Правительство в международных организациях, назначение и освобождение которых отнесено к компетенции Премьер-министра в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
5) назначает и освобождает руководителей консульских учреждений Кыргызской Республики, за исключением генеральных консулов Кыргызской Республики, а также почетных консулов Кыргызской Республики в иностранных государствах;
6) вносит в установленном порядке вопросы внешней политики на рассмотрение Президента и Правительства;
7) обеспечивает выполнение решений Президента и Правительства в сфере внешней политики;
8) участвует в подготовке стратегических и оперативных решений Президента и Правительства в пределах своей компетенции;
9) обеспечивает координацию исполнения государственными органами и органами местного самоуправления внешнеполитических решений Президента и Правительства;
10) запрашивает информацию от государственных органов о реализации решений Президента и Правительства в сфере внешней политики;
11) принимает в установленном порядке участие в заседаниях Правительства, коллегий государственных органов, подчиненных Правительству;
12) выступает с официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики государства;
13) назначает и выдает верительные письма поверенным в делах Кыргызской Республики за рубежом;
14) выдает консульскую экзекватуру:
- главам иностранных консульских учреждений, аккредитованным в Кыргызской Республике;
- почетным консулам иностранных государств, аккредитованным в Кыргызской Республике;
15) выдает консульский патент:
- главам консульских учреждений Кыргызской Республики за рубежом;
- почетным консулам Кыргызской Республики за рубежом;
16) представляет Министерство во взаимоотношениях с государственными органами Кыргызской Республики, государственными органами иностранных государств и международными организациями;
17) принимает прибывших глав дипломатических представительств иностранных государств в связи с предстоящим вручением ими верительных грамот Президенту;
18) дает полномочия другим сотрудникам дипломатической службы на обнародование официальной информации внешнеполитического характера;
19) скрепляет подписью грамоты о ратификации Кыргызской Республикой международных договоров и грамоты о присоединении Кыргызской Республики к международным договорам;
20) скрепляет подписью верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах;
21) издает приказы по вопросам деятельности Министерства, представительства Министерства и подведомственных организаций, а также загранучреждений, входящих в единую систему органов дипломатической службы;
22) поручает в установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики порядке выполнение части своих функций статс-секретарю, заместителям министра;
23) в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики назначает и освобождает от должности работников органов дипломатической службы, не подлежащих назначению на должность Президентом, Премьер-министром, а также определяет их функциональные обязанности;
24) утверждает структуру Министерства, штатное расписание органов дипломатической службы в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
25) на основании рекомендации аттестационно-конкурсной комиссии Министерства осуществляет перемещение, перевод, временное заместительство сотрудников дипломатической службы и других работников в системе органов дипломатической службы, а также в установленном порядке зачисляет/исключает лиц в/из резерва кадров дипломатической службы;
26) в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту предложения о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики и Чрезвычайного и Полномочного посланника Кыргызской Республики, почетных званий и награждении государственными наградами Кыргызской Республики;
27) за большой вклад в развитие дипломатической службы и укрепление международного сотрудничества присваивает сотрудникам дипломатической службы Кыргызской Республики, а также иным лицам ведомственные награды, почетные звания и нагрудные знаки.
14. Прохождение службы работников Министерства определяется в соответствии с соответствующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
15. В Министерстве образуется коллегия в составе 18 членов, включая министра (председатель коллегии), статс-секретаря, заместителей министра, представителя Аппарата Президента (по согласованию), Аппарата Правительства, а также других руководящих работников системы органов дипломатической службы. Состав членов коллегии утверждается Премьер-министром по представлению министра.
16. Коллегия Министерства на своих заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности и совершенствования работы органов, входящих в систему органов дипломатической службы, обсуждает вопросы практического осуществления внешней политики, проверки исполнения своих решений, подбора и использования кадров, проекты приказов и инструкций, заслушивает отчеты глав загранучреждений Кыргызской Республики. Деятельность коллегии регулируется актами Министерства.
17. Для рассмотрения предложений, разработки рекомендаций, проектов документов, согласования решений по основным направлениям внешнеполитической деятельности, а также административно-технической и финансовой деятельности, создаются рабочие группы, комиссии, научно-методические и общественные советы. Положения о них утверждаются министром.

6. Финансы и хозяйственная деятельность Министерства

18. Финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет республиканского бюджета, специальных средств и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
19. Министерство в соответствии с установленным законодательством Кыргызской Республики порядком имеет специальный счет в системе казначейства.
7. Заключительные положения
20. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
21. При ликвидации Министерства документы, возникшие в ходе его деятельности, хранятся и используются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.