Методология антикоррупционного мониторинга и оценки реализации мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики и загранучреждениях Кыргызской Республики

Утверждено
приказом МИД КР
№168-п от 01 августа 2019 г.


МЕТОДОЛОГИЯ
антикоррупционного мониторинга и оценки реализации мероприятий
по противодействию коррупции в Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики и загранучреждениях Кыргызской Республики


Настоящая методология антикоррупционного мониторинга и оценки (далее - методология) направлена на систематизацию мониторинга и оценки реализации Детализированного плана мероприятий по демонтажу коррупционных схем в Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики от 1 декабря 2017 года.
Методология разработана на основании Распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 15 сентября 2015 года № 450-р.
Основными принципами антикоррупционной политики являются:
1) приоритет профилактических мер, направленных на устранение коррупциогенных факторов и проявлений;
2) оптимизация функций государственного органа (далее - субъект противодействия коррупции), а также порядка принятия решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;
3) выявление и устранение конфликта интересов;
4) оценка и управление коррупционными рисками;
5) предупреждение и ликвидация вредных последствий коррупции;
6) антикоррупционное образование и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников;
7) внедрение принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной службе;
8) обеспечение прозрачности, открытости и гласности.
Основные понятия
Антикоррупционный мониторинг реализации антикоррупционных мер (далее - антикоррупционный мониторинг) - сбор данных, наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также эффективность мер реализации антикоррупционной политики.
Сбор данных - это получение достоверной информации от субъектов о выполнении антикоррупционных мер.
Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие процессов и явлений в сфере противодействия коррупции, результаты которого фиксируются наблюдателем. Для получения значимых
результатов необходимо продолжительное наблюдение. Анализ проводится на основании полученных данных, делаются выводы и формируются рекомендации относительно принятия управленческого решения.
Оценка - это процесс, направленный на выявление целесообразности, эффективности, продуктивности, ценности (дополнительных преимуществ), устойчивости и/или влияния произведенного вмешательства.
Прогноз - это вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем, основанное на специальном научно-практическом исследовании (прогнозировании).
Объекты мониторинга - это коррупционные проявления и деятельность государственного органа по реализации требований антикоррупционного законодательства Кыргызской Республики.
Субъекты мониторинга – структурные подразделения, подведомственные организации Министерства иностранных дел Кыргызской Республики и загранучреждения Кыргызской Республики.
Коррупционные сигналы - это ситуации, при которых:
а) гражданин не может свободно реализовать свои права, в том числе на получение необходимой информации, либо не может быстро и эффективно решить обычные вопросы в каком-либо органе власти;
б) отсутствует механизм обязательной публичной отчетности;
в) существуют трудности при обжаловании принятых решений;
г) распространены случаи вовлеченности чиновников в предпринимательскую деятельность;
е) финансовые возможности чиновника не соответствуют его образу жизни;
Коррупциогенные факторы - это ситуации, при которых:
1) отсутствуют механизмы для общественного контроля;
2) отсутствует прозрачность при назначении на должность и освобождения от должности субъекта противодействия коррупции;
3) отсутствует прозрачность при распределении ресурсов;
4) имеется сжатость сроков для вынесения юридически значимого решения и т.п.
Цели, задачи и направления антикоррупционного мониторинга
Основной целью антикоррупционного мониторинга является формирование объективной оценки уровня коррупции в Министерстве иностранных дел Кыргызской Республики и загранучреждениях Кыргызской Республики для своевременного предупреждения, выявления и устранения последствий коррупционных проявлений, на основе принимаемых управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) обеспечение организации и координации деятельности структурных подразделений, подведомственных организаций Министерства иностранных дел Кыргызской Республики и загранучреждений Кыргызской Республики (далее – субъекты противодействия коррупции) по своевременному и качественному предоставлению информационных материалов (отчеты, доклады, аналитические и пояснительные записки) об исполнении мероприятий по противодействию коррупции;
2) разработка и внедрение системы мониторинга исполнения антикоррупционных мер субъектами противодействия коррупции и оценки их влияния на коррупционную обстановку;
3) проведение регулярного мониторинга реализации программ по индикаторам результативности, с последующей оценкой эффективности реализуемых мер;
4) выявление и прогнозирование ключевых направлений повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции, упреждению возможностей возникновения и действия коррупциогенных факторов и формированию антикоррупционного общественного мнения.
Основными направлениями антикоррупционного мониторинга является анализ:
- мер, реализуемых посредством антикоррупционных программ по обеспечению оценки их эффективности;
- коррупциогенных сигналов, к которым относятся фактические признаки распространенности коррупции на практике;
- коррупциогенных факторов по своевременному приведению нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Кыргызской Республики, обеспечению разработки и реализации антикоррупционных программ.
Проведение (первичного) антикоррупционного мониторинга
на ведомственном уровне
Разрабатывается внутриведомственная антикоррупционная политика, а также определяют конкретный перечень мероприятий по следующим направлениям:
- законодательному обеспечению противодействия коррупции;
- совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции;
- повышению профессионального уровня сотрудников дипломатической службы и загранучреждений Кыргызской Республики и правовому просвещению;
- реализации мер в части проведения антикоррупционных мероприятий (краткосрочные и среднесрочные меры).
Антикоррупционный мониторинг реализации мер антикоррупционной политики на ведомственном уровне, помимо отчетов о реализации и выполнении мер, с учетом достижения поставленных индикаторов в планах мероприятий по противодействию коррупции, включает дополнительные направления:
1) мониторинг антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, включая их проекты, - предоставление данных о проведении антикоррупционной экспертизы по выявлению и устранению правотворческих дефектов, способных порождать коррупционные правоотношения;
2) мониторинг антикоррупционного образования - предоставление данных по разработке и внедрению антикоррупционных образовательных программ и распространению антикоррупционных знаний среди сотрудников дипломатической службы и загранучреждений Кыргызской Республики;
3) мониторинг обращений граждан и юридических лиц по вопросам защиты их прав от коррупционных посягательств - предоставление данных о рассмотрении жалоб и обращений, поступивших в адрес Министерства и загранучреждений Кыргызской Республики, в том числе по "телефонам доверия" и в электронной форме, обращений от граждан и юридических лиц по защите их от коррупционных посягательств;
4) мониторинг соблюдения законодательства при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
5) мониторинг открытости антикоррупционной деятельности Министерства и загранучреждений КР и/или реализации антикоррупционной политики;
6) мониторинг финансового контроля о целевом и эффективном использовании бюджетных средств Министерства и загранучреждений Кыргызской Республики, либо их должностными лицами;
7) мониторинг организации и результативности деятельности служб по управлению человеческими ресурсами по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции Министерства утвержденный План мероприятий Министерства иностранных дел Кыргызской Республики по противодействию коррупции направляет для исполнения субъектам противодействия коррупции. В последствии для получения предварительной информации, либо информации о ходе реализации конкретных мероприятий направляются служебные записки с постановкой перечня необходимых вопросов.
Уполномоченное лицо субъектов противодействия коррупции проводит первичный мониторинг реализации мер по противодействию коррупции в своих структурных подразделениях, подведомственных организациях Министерства и загранучреждениях Кыргызской Республики
по исполнению запланированных мероприятий и готовит отчет, направляет справки о предварительной информации по конкретным вопросам и т.д.
Уполномоченное лицо субъектов противодействия коррупции представляет уполномоченному по вопросам предупреждения коррупции Министерства справки о предварительной информации по конкретным вопросам, либо отчеты за отчетный период по реализации программы в печатном виде и на электронных носителях согласно приложению №1.
Информационные материалы (справки, отчеты, доклады), субъекты противодействия коррупции, представляют в установленные сроки, указанные в Плане и служебных записках.
Уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции Министерства составляет сводный отчет. Отчет составляет по установленной форме согласно приложения №2.
Уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции Министерства обобщает и анализирует представленные субъектами противодействия коррупции отчеты, осуществляет сводный мониторинг реализации антикоррупционных мер в Министерстве и загранучреждениях КР. Определяет статус исполнения Плана с оценкой достижения результатов по запланированным индикаторам и исполнения мер, заложенных в ведомственных планах, с использованием ведомственных индикаторов.
Подготовленный сводный отчет (информация, справки по конкретным вопросам) направляются на рассмотрение Министру иностранных дел Кыргызской Республики и затем направляется в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.