Указ Президента Кыргызской Республики "О мерах по устранению причин политической и системной коррупции на 2016 год"
УКАЗ
от 12 ноября 2013 года УП № 215
О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти
(В редакции Указа Президента КР от 13 июня 2014 года УП № 120, 15 сентября 2014 года УП № 159, 12 декабря 2014 года УП № 219, 18 марта 2015 года УП № 39)
Во исполнение указов Президента Кыргызской Республики "Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызской Республики" от 14 декабря 2011 года № 27, "ОГосударственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции" от 2 февраля 2012 года № 26, решения Совета обороны Кыргызской Республики "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в обществе" от 2 февраля 2012 года в Кыргызстане сделаны первые шаги по борьбе с коррупцией, приняты соответствующие организационные меры, активизирована деятельность правоохранительных органов, начато обновление законодательной базы.
В обществе постепенно формируется понимание неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения. Привлечение к уголовной ответственности отдельных высших должностных лиц вселило в кыргызстанцев надежду на справедливость. Отмечается рост реального возмещения ущерба, нанесенного государству. За 9 месяцев 2013 года через систему государственного казначейства по результатам выявленных правоохранительными органами Кыргызстана фактов правонарушений различного характера в доход государственного бюджета поступило в качестве возмещения ущерба 621,8 млн. сомов, что в 2,3 раза больше, чем за весь 2012 год. По итогам 2012 года, Кыргызстан улучшил свои позиции по "Индексу восприятия коррупции" в рейтинге международной неправительственной организации Трансперенси Интернешнл со 164-го до 154-го места.
Однако первые позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией не получили должного развития. Она по-прежнему серьезно затрудняет функционирование государственных органов, препятствует социальным преобразованиям и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж страны на международной арене и является одной из главных угроз национальной безопасности Кыргызской Республики.
Практическая реализация антикоррупционной политики сталкивается с глубокими противоречиями внутри системы государственного управления и государственной службы. Коррупция стала системной, рационализированной. Сформировавшийся за два десятилетия негласный рынок государственных должностей привел к серьезным деформациям в системе подбора кадров. Для широкого круга должностных лиц основная суть государственной службы перестала заключаться в служении народу и, зачастую, она подчинена выполнению обязательств перед лицами, способствовавшими назначению на данную должность, а во многих случаях - примитивному обогащению.
Работа государственных органов по противодействию коррупции не имеет упреждающей направленности. Нередко, государственными, в том числе судебными органами, принимаются решения, которые дискредитируют всю систему государственного устройства. В деятельности правоохранительных органов преобладают элементы устаревших методов работы. Низким остается уровень координации деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в центре и на местах. До настоящего времени не создан механизм координации антикоррупционных усилий государственных органов и институтов гражданского общества, предусмотренный Государственной стратегией антикоррупционной политики Кыргызской Республики.
Достижение целей Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы требует искоренения коррупции и причин, ее порождающих.
Важнейшее значение имеет задача повышения статуса предпринимательской деятельности и обеспечения ее преимуществ для тех, кто стремится к быстрому улучшению своего материального положения.
Особое беспокойство у народа Кыргызстана вызывают угрозы вмешательства узко групповых интересов отдельных политических сил в процесс принятия государственных решений. Политическая коррупция является одним из главных препятствий на пути разрушения сложившегося коррупционного порядка, а зоной поражения ее являются государственные интересы. Отмечается чрезмерная финансовая зависимость политических партий от коммерческих и финансовых групп, что особенно остро проявляется при формировании списков кандидатов для участия в выборах, а также при назначениях на руководящие государственные должности. В итоге возникает опасность дискредитации продекларированных политическими партиями идеологических и политических целей.
Существенным препятствием на пути развития страны является системная коррупция, обусловленная коррупционным построением системы функций и полномочий государственных органов и их должностных лиц. Основные причины системной коррупции экспертное сообщество видит в многофункциональности государственных органов, которая предусматривает концентрацию в одном органе функций по разработке политики, ее реализации и контролю принятых решений.
Наиболее проблемные коррупционные схемы сложились в судебной, правоохранительной, финансовой, регистрационной, энергетической и образовательной системах. Профессиональные исследователи говорят о "маркетизации правоохранительных органов", "продаже правосудия" и отмечают возникновение особой "бизнес-группы" с криминальным оттенком среди органов и лиц, участвующих в судопроизводстве и осуществлении уголовного преследования. Эксперты считают, что "продажа" учебных мест, оценок и дипломов в системе образования во многом способствовала тому, что только 5-10% студентов после окончания высшего образовательного учреждения оцениваются как компетентные специалисты.
Системные недостатки государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов и судов не могут быть преодолены только бюрократическими средствами. Привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией выдвигается в число первоочередных и приоритетных задач государства.
Права, свободы и законные интересы человека и гражданина должны служить главным ориентиром деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов по противодействию коррупции и, в целом, в борьбе против преступности.
В целях совершенствования антикоррупционной политики и консолидации усилий государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан, направленных на противодействие коррупции, с учетом мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции и другими международными правовыми документами, участницей которых является Кыргызская Республика, руководствуясь статьями 3, 16, 60 и 65 Конституции Кыргызской Республики,статьей 6 Закона Кыргызской Республики "О противодействии коррупции", и на основании Решения Совета обороны Кыргызской Республики от 4 ноября 2013 года постановляю:
- Отметить позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией в рамках реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики.
- Установить главной задачей нового этапа борьбы с коррупцией устранение причин политической и системной коррупции в структурах государственной власти и определить основными направлениями государственной политики Кыргызской Республики в области противодействия коррупции:
1) противодействие политической коррупции в части устранения угроз зависимости государственных решений от узко групповых интересов политических сил, а также в части несовершенства избирательной системы и сложившейся практики назначения на руководящие государственные и муниципальные должности;
2) искоренение системной коррупции в части выявления и демонтажа коррупционных схем путем анализа, изменения функций и полномочий государственных органов, порождающих коррупционные проявления;
3) установление приоритета прав человека во взаимоотношениях государства и гражданина.
- Образовать Рабочую группу Совета обороны Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики в составе согласно приложению 1.
- Утвердить Положениео Рабочей группе Совета обороны Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики (далее - Рабочая группа Совета обороны Кыргызской Республики) согласно приложению 2.
- Рабочей группе Совета обороны Кыргызской Республики:
1) по декабрь 2014 года рассмотреть на своих заседаниях ход реализации антикоррупционных мероприятий в системе министерств, административных ведомств, других государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления с обеспечением информирования общественности о результатах рассмотрения и представить соответствующие отчеты о проделанной работе Совету обороны Кыргызской Республики к 1 июля 2014 года и 25 декабря 2014 года;
2) разработать и внести в Совет обороны Кыргызской Республики комплекс мер по демонтажу системной коррупции и соответствующих коррупционных схем в государственных органах и хозяйствующих субъектах с государственным участием согласно прилагаемому списку (приложение 3).
В том числе, в первоочередном порядке по системам следующих государственных органов и хозяйствующих субъектов:
в срок до 25 декабря 2013 года:
- Дорожно-патрульной службы Министерства внутренних дел Кыргызской Республики;
- Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики;
- Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
в срок до 1 марта 2014 года:
- Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики;
- Министерства образования Кыргызской Республики;
- Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;
- ОАО "Кыргызская агропродовольственная корпорация";
в срок до 1 апреля 2014 года:
- Министерства финансов Кыргызской Республики;
- Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики;
- Социального фонда Кыргызской Республики;
в срок до 1 мая 2014 года:
- Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
- Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.
- Аппарату Президента Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами и институтами гражданского общества в трехмесячный срок разработать и внести предложения, предусматривающие формирование современной антикоррупционной модели государственного управления, эффективную защиту государственных интересов в деятельности институтов государственной власти.
- Рабочей группе по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, образованной Указом Президента Кыргызской Республики "О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики" от 22 мая 2013 года № 109, в рамках своей деятельности выработать предложения по изменению законодательства, предусматривающие:
1) снижение зависимости политических партий от коммерческих структур и внешних проектов;
2) обеспечение транспарентности затрат на подготовку и проведение выборов со стороны политических партий и кандидатов путем регламентирования политической рекламы, предвыборной агитации и затрат на их проведение;
3) внесение обоснованных изменений в порядок формирования избирательных фондов с одновременным усилением контроля за расходованием денежных средств из них;
4) повышение профессионализма депутатов всех уровней, а также требований к спискам кандидатов от политических партий, участвующих в выборах.
- Правительству Кыргызской Республики во взаимодействии с бизнес-сообществом в трехмесячный срок разработать дополнительные меры поддержки предпринимательства, формирования благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике, направленные на:
1) обеспечение преимущества предпринимательской деятельности над государственной и муниципальной службой для лиц, особенно из числа молодежи, стремящихся достичь в относительно короткие сроки значительного улучшения своего материального положения;
2) снижение административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность с применением "принципа гильотины";
3) повышение статуса успешных предпринимателей, в том числе через оценку их труда государством, освещение в средствах массовой информации и общественное признание;
4) защиту прав предпринимателей, учреждение должности уполномоченного по правам предпринимателей (бизнес-омбудсмена).
- Предложить Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и Правительству Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами, на основе проведения системного анализа нормативной правовой базы и сложившейся практики ее применения на предмет коррупциогенности, рассмотреть вопросы внесения в нормативные правовые акты Кыргызской Республики изменений и дополнений, предусматривающих:
1) деполитизацию и повышение профессионализма государственной и муниципальной службы, выдвижение и назначение кандидатур по предложению политических партий только на выборные и отдельные политические государственные должности, соответствующий порядок выдвижения, избрания или назначения на которые определяется Конституцией Кыргызской Республики;
2) обеспечение прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, непосредственно взаимодействующих с населением и представителями предпринимательской среды;
3) эффективное применение мер политической ответственности представительных органов власти и их должностных лиц за принятие неправомерных решений, в результате которых наносится ущерб экономике и национальным интересам Кыргызской Республики;
4) обеспечение эффективного контроля расходов государственных и муниципальных служащих, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей путем введения обязательного декларирования расходов на приобретение имущества, в том числе за рубежом;
5) интеграцию в единую форму отчетности Декларации государственных служащих и Единой налоговой декларации;
6) определение обстоятельств, при которых правоохранительные органы получают доступ к информации о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих, к базам данных государственных органов и органов местного самоуправления;
7) законодательное закрепление обязательности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
8) создание и закрепление в законодательном порядке эффективного механизма проведения, финансирования и легализации специальных мероприятий по выявлению фактов коррупции, в том числе бытовой коррупции, эффективного механизма поощрения гражданского населения за предоставление достоверной информации о коррупционных проявлениях и других правонарушениях, с обеспечением необходимого уровня конфиденциальности;
9) совершенствование правового института конфискации имущества в Уголовном кодексе Кыргызской Республики, включая восстановление требований о конфискации имущества за преступления в сфере экономической деятельности, преступления против здоровья населения, экологические и должностные преступления;
10) определение порядка заключения досудебных сделок со следствием в случае предъявления обвинений в совершении коррупционных преступлений;
11) снижение коррупционных рисков в осуществлении государственных закупок государственных органов и хозяйствующих субъектов с государственным участием;
12) внесение изменений в Закон Кыргызской Республики "О противодействии коррупции" в целях приведения его в соответствие с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, законодательное закрепление перечня коррупционных преступлений;
13) развитие международного сотрудничества в области борьбы с коррупционными проявлениями, ратификация международных конвенций в сфере противодействия коррупции в соответствии с национальными интересами Кыргызской Республики;
14) установление приоритета прав человека во взаимоотношениях государства и гражданина, в том числе:
- определение задачи оказания качественных услуг населению как одной из важнейших обязанностей Правительства Кыргызской Республики путем внесения соответствующих дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики";
- создание простых и понятных правил взаимоотношений гражданина и государства, в том числе в сферах, предполагающих осуществление государственного контроля, инспектирование, наложение штрафных санкций, оказание государственных услуг, обеспечение законности, безопасности и правопорядка;
- устранение коррупциогенных факторов в системе оказания государственных услуг, создание условий для беспрепятственного и своевременного получения гражданами качественных услуг, а также необходимой для этого информации, определение порядка, сроков и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг населению, принятие Реестра базовых муниципальных услуг;
- введение эффективных мер наказания государственных и муниципальных служащих за неэтичное поведение в отношении граждан;
- обязательность принесения и опубликования правоохранительными органами официальных извинений перед гражданами в случаях необоснованного привлечения их к уголовной ответственности с указанием принятых мер и предложением возмещения ущерба.
- Правительству Кыргызской Республики:
1) в двухмесячный срок внести необходимые изменения и дополнения в соответствующие программы и планы мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции и обеспечить контроль за выполнением соответствующих мероприятий органами исполнительной власти;
2) рассмотреть вопросы целесообразности осуществления структурных изменений в правоохранительных органах, подчиненных Правительству Кыргызской Республики, с учетом положений пункта 12 настоящего Указа и предложений Рабочей группы Совета обороны Кыргызской Республики;
3) рассмотреть предложения о необходимых преобразованиях в сфере государственных финансов, в том числе по вопросам:
- целесообразности разделения функций планирования бюджета и функций исполнения бюджета;
- введения единой электронной системы управления бюджетом;
- ускорения работ по введению единой электронной базы данных государственных закупок;
- снижения коррупционного потенциала в системе сбора бюджетных доходов;
- создания единой базы данных бюджетных доходов;
- создания единой базы данных о штрафах и неналоговых сборах с физических и юридических лиц;
- оптимизации налогового и таможенного администрирования, обеспечения его прозрачности;
4) в трехмесячный срок рассмотреть вопросы структурных и функциональных преобразований в сфере образования, развития института попечительских советов;
5) ускорить работу по созданию Государственного регистра населения и считать необходимым введение его в действие до конца 2014 года в части централизации данных систем центров обслуживания населения государственного предприятия "Инфоком", учреждений записи актов гражданского состояния Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, данных Социального фонда Кыргызской Республики;
6) совершенствовать систему мотивации государственных и муниципальных служащих, в том числе по утвержденной Правительством Кыргызской Республики системе "Ключевых показателей эффективности";
7) в трехмесячный срок совместно с Общественной телерадиовещательной корпорацией Кыргызской Республики, во взаимодействии с другими средствами массовой информации и институтами гражданского общества, разработать и приступить к реализации государственной информационной и образовательно-просветительской кампании по формированию в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции, осуществлять мониторинг выступлений средств массовой информации по вопросам коррупции, обеспечить своевременное реагирование на обнародованные факты коррупции, стимулирование института журналистских расследований;
8) организовать проведение регулярных отчетов перед населением руководителей государственных органов, полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, глав местных государственных администраций о принимаемых ими мерах по противодействию коррупции.
- Государственной кадровой службе Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами Кыргызской Республики продолжить работу по модернизации государственной службы и внести предложения, предусматривающие:
1) создание гармонизированной системы государственной и муниципальной службы Кыргызской Республики, состоящей из двух взаимосвязанных направлений государственной и муниципальной службы:
- "Политическая государственная и муниципальная служба", на которую не распространяется система классных чинов и включающая лиц, занимающих политические государственные и муниципальные должности, а также должности их помощников, советников, консультантов и референтов;
- "Административная государственная и муниципальная служба", включающая лиц, занимающих административные должности в государственных органах и органах местного самоуправления;
2) ускорение процесса формирования электронной базы данных государственных и муниципальных служащих в целях:
- создания системы централизованного учета государственных и муниципальных служащих, их служебного и квалификационного роста;
- учета государственных и муниципальных служащих, привлеченных к уголовной ответственности и уволенных по отрицательным основаниям ("черный список"), их дисквалификации на замещение государственных и муниципальных должностей на определенный срок;
3) завершение разработки и принятия Кодекса этики государственного и муниципального служащего с отражением в нем основных профессиональных, моральных, нравственных, в том числе антикоррупционных норм и требований;
4) ужесточение требований к декларации о доходах и имуществе государственных служащих и муниципальных служащих, обеспечение эффективности контроля института передачи в доверительное управление личных активов государственных служащих и муниципальных служащих;
5) выработку совместно с Министерством экономики Кыргызской Республики методологии выявления и устранения конфликта интересов государственных и муниципальных служащих;
6) совершенствование практики применения испытательного срока при приеме на административную государственную и муниципальную службу и при назначении на новые должности государственной и муниципальной службы;
7) повышение эффективности Национального резерва кадров Кыргызской Республики.
- Секретариату Совета обороны Кыргызской Республики по согласованию с Правительством Кыргызской Республики и Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики в срок до 25 декабря 2013 года разработать и внести в Совет обороны Кыргызской Республики предложения по повышению эффективности правоохранительной системы в борьбе с коррупцией, предусматривающие создание стройной системы взаимодействия, разделения функций и повышения ответственности правоохранительных органов и их должностных и процессуальных лиц за качество выявления, предварительного расследования, государственного обвинения в суде, а также учета возмещения ущерба по преступлениям коррупционного характера.
- Контроль за реализацией настоящего Указа возложить на секретариат Совета обороны Кыргызской Республики.
- Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Атамбаев |